Александр Предеин — о «дикости» рыночных отношений, работе такси и госконтроле
29.12.2010
В последнее время в выступлениях екатеринбургских чиновников стали регулярно проскакивать реплики о «дикости» рыночных отношений. Причем чаще всего критика звучит в адрес работы частных фирм-такси, которые, по мнению властей, действуют почти нелегально. Эксперты, в свою очередь, видят в действиях чиновников попытку забюрократизировать рынок частных пассажироперевозок.
Недавний материал УрБК заставил меня обратиться к вопросу: можно ли считать рынок «диким» и каковы критерии «дикости». Почти за пять столетий развития теории рыночных отношений эти понятия в экономической науке не встречались. Рискну предположить, что «дикость» как критерий классификации рынков является изобретением екатеринбургских чиновников, коим, как и любым чиновникам, свойственно стремление к регламентации и зарегулированию всего вокруг. Однако остудим эмоции, отметем предположения и займемся анализом.
Науке известны легальные и нелегальные рынки. Если «дикий» — синоним нелегального, я категорически не согласен с подобными выводами в отношении екатеринбургского рынка такси. В отличие от большинства российских городов, Екатеринбург по праву может гордиться организацией местных служб такси. Даже в Москве приходится «ловить» частника, а у нас эта привычка сошла на нет. Наши ведущие компании выработали оптимальную бизнес-схему, гармонирующую с интересами фирмы, ее клиентов и «рабочих лошадок». Никого не хочу рекламировать, но горожане знают несколько телефонов, по которым в любое время можно вызвать машину, причем за небольшие деньги и вполне соответствующего качества. Есть такси подороже — там и автомобили будут чистые и «проверенные», и водители одеты в униформу. Но — каждому своё! Легальный рынок — это рынок разрешенных в обороте товаров и услуг. Но ведь никто не запрещал и не ограничивал работу такси, об этом говорят и сами чиновники.
Также рынки принято классифицировать по критерию экономической свободы. Есть свободные рынки — где отсутствует или сводится к минимуму всякое регулирование, прежде всего — со стороны государства. На таких рынках всегда высочайшая конкуренция, разнообразие товаров и услуг на любой вкус и кошелек по самым низким ценам. Есть также регулируемые рынки — где правила игры устанавливают не Спрос и Предложение, а другое Величество — Господин Чиновник. На такие рынки допускаются не все желающие, здесь господствуют монополисты, а вместе с ними — коррупция и сопутствующие ей издержки, выливающиеся в необоснованном завышении цен и пренебрежении качеством. Может быть, именно свободные рынки наши чиновники и монополисты считают «дикими»? Если так, то вполне понятно их желание эти рынки «приручить» и «проконтролировать». Только вот потребителям этого совсем не надо. Потребитель знает цену чиновничьей «заботы».
Александр Предеин
Председатель экспертного совета Института развития и модернизации общественных связей (ИРМОС), эксперт-маркетолог, кандидат экономических наук
Недавний материал УрБК заставил меня обратиться к вопросу: можно ли считать рынок «диким» и каковы критерии «дикости». Почти за пять столетий развития теории рыночных отношений эти понятия в экономической науке не встречались. Рискну предположить, что «дикость» как критерий классификации рынков является изобретением екатеринбургских чиновников, коим, как и любым чиновникам, свойственно стремление к регламентации и зарегулированию всего вокруг. Однако остудим эмоции, отметем предположения и займемся анализом.
Науке известны легальные и нелегальные рынки. Если «дикий» — синоним нелегального, я категорически не согласен с подобными выводами в отношении екатеринбургского рынка такси. В отличие от большинства российских городов, Екатеринбург по праву может гордиться организацией местных служб такси. Даже в Москве приходится «ловить» частника, а у нас эта привычка сошла на нет. Наши ведущие компании выработали оптимальную бизнес-схему, гармонирующую с интересами фирмы, ее клиентов и «рабочих лошадок». Никого не хочу рекламировать, но горожане знают несколько телефонов, по которым в любое время можно вызвать машину, причем за небольшие деньги и вполне соответствующего качества. Есть такси подороже — там и автомобили будут чистые и «проверенные», и водители одеты в униформу. Но — каждому своё! Легальный рынок — это рынок разрешенных в обороте товаров и услуг. Но ведь никто не запрещал и не ограничивал работу такси, об этом говорят и сами чиновники.
Также рынки принято классифицировать по критерию экономической свободы. Есть свободные рынки — где отсутствует или сводится к минимуму всякое регулирование, прежде всего — со стороны государства. На таких рынках всегда высочайшая конкуренция, разнообразие товаров и услуг на любой вкус и кошелек по самым низким ценам. Есть также регулируемые рынки — где правила игры устанавливают не Спрос и Предложение, а другое Величество — Господин Чиновник. На такие рынки допускаются не все желающие, здесь господствуют монополисты, а вместе с ними — коррупция и сопутствующие ей издержки, выливающиеся в необоснованном завышении цен и пренебрежении качеством. Может быть, именно свободные рынки наши чиновники и монополисты считают «дикими»? Если так, то вполне понятно их желание эти рынки «приручить» и «проконтролировать». Только вот потребителям этого совсем не надо. Потребитель знает цену чиновничьей «заботы».
Александр Предеин
Председатель экспертного совета Института развития и модернизации общественных связей (ИРМОС), эксперт-маркетолог, кандидат экономических наук
© Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
73% екатеринбурженок ждут подарок-сюрприз на День матери
Суббота, 23 ноября, 16.43
Бастрыкин поручил доложить о расследовании ДТП, в котором погибли двое юных велосипедистов
Суббота, 23 ноября, 16.42
Дмитрий Медведев посетил «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле
Суббота, 23 ноября, 16.19