Инициатива свердловских общественников может подтолкнуть Россию к новой Конституции
27.03.2015
В апреле этого года на общественном совете при Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) будет поднят вопрос об избирательном праве заключенных. Об этом написали накануне, 26 марта, «Известия» со ссылкой на вице-президента Федеральной палаты адвокатов РФ Владислава Гриба. По словам спикера, идею уже поддержали в Совете при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
По мнению эксперта, будут обсуждены различные варианты: например, предложено разрешить голосовать только гражданам, осужденным не за тяжкие преступления. Однако, в любом случае, эта инициатива потребует внесения изменений в федеральные законы. В самом крайнем варианте речь идет о принятии новой Конституции РФ.
По словам общественника и юриста Дмитрия Рожина, идея не нова. Еще полтора года назад общественники региона участвовали в необычном процессе (описанном на veved.ru): в сентябре 2013 года Ленинский районный суд Екатеринбурга рассмотрел дело, в рамках которого рассматривался вопрос о допуске осужденных на выборы 8 сентября того же года. Суд тогда отказал осужденным из ФКУ ИК-2 и ФКУ ИК-10 участвовать в голосовании, несмотря на то что в практике Европейского суда по правам человека есть решения о допуске заключенных к выборам. В том числе есть и практика с участием россиян.
Рожин отмечает, что определенная коллизия возникает в том, что при зачтении приговора осужденному не указывается, что его ограничивают в избирательном праве. При этом, в зависимости от тяжести совершенного преступления, осужденные по одной и той же статье могут как получить реальный уголовный срок, так и остаться на свободе (например, в случае штрафа). То есть совершившие одинаковые преступления получают разные права (вернее, права одного из них ограничивают). По словам юриста, именно отсутствие в приговоре слов об ограничении избирательного права и является камнем преткновения.
Юрист, который входит в Общественную наблюдательную комиссию области (как раз по правам заключенных), также указал на veved.ru еще на одну проблему: положения о правах (точнее, об ограничении на права) отбывающих наказание закреплено в статье 32 главы 2 Конституции РФ: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».
Дело в том, что глава 2 входит в перечень так называемых «неизменяемых» положений Конституции. Для справки: в последней главе Конституции четко прописано, как можно внести в нее изменения. Собственно говоря, это необходимо, чтобы вносить такие изменения, как, к примеру, новые названия субъектов (или новый субъект в составе страны, как в случае с Крымом и Севастополем), относительно безболезненно, без народных референдумов. Для этого их принимают в особом порядке и одобряют в субъектах.
А вот положение глав 1, 2 и 9 – неизменяемы. Ну или почти неизменяемы. Согласно статье 135 Конституции, в случае, если предложение о пересмотре положений упомянутых глав будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Это самое собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается
Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. По итогам всенародного голосования новая Конституция либо принимается, либо не принимается.
Как можно понять, схема длинная и не слишком удобная. Кроме того, есть еще одна загвоздка. Дело в том, что федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании не принят до сих пор, хотя проекты неоднократно вносились в Госдуму разными фракциями. В 2012 году премьер Дмитрий Медведев даже поставил конкретные сроки по разработке документа, однако до сей поры закон так и не принят.
«Известия», впрочем, указывают и на другой вариант развития событий: для того, чтобы заключенные получили избирательное право, можно, к примеру, переименовать «места лишения свободы» по отношению к колониям на «места принудительного содержания», прописав это на уровне федеральных законов. В таком случае «местами лишения свободы» останутся только тюрьмы, заключенные которых будут по-прежнему ограничены в избирательном праве.
По мнению эксперта, будут обсуждены различные варианты: например, предложено разрешить голосовать только гражданам, осужденным не за тяжкие преступления. Однако, в любом случае, эта инициатива потребует внесения изменений в федеральные законы. В самом крайнем варианте речь идет о принятии новой Конституции РФ.
По словам общественника и юриста Дмитрия Рожина, идея не нова. Еще полтора года назад общественники региона участвовали в необычном процессе (описанном на veved.ru): в сентябре 2013 года Ленинский районный суд Екатеринбурга рассмотрел дело, в рамках которого рассматривался вопрос о допуске осужденных на выборы 8 сентября того же года. Суд тогда отказал осужденным из ФКУ ИК-2 и ФКУ ИК-10 участвовать в голосовании, несмотря на то что в практике Европейского суда по правам человека есть решения о допуске заключенных к выборам. В том числе есть и практика с участием россиян.
Рожин отмечает, что определенная коллизия возникает в том, что при зачтении приговора осужденному не указывается, что его ограничивают в избирательном праве. При этом, в зависимости от тяжести совершенного преступления, осужденные по одной и той же статье могут как получить реальный уголовный срок, так и остаться на свободе (например, в случае штрафа). То есть совершившие одинаковые преступления получают разные права (вернее, права одного из них ограничивают). По словам юриста, именно отсутствие в приговоре слов об ограничении избирательного права и является камнем преткновения.
Юрист, который входит в Общественную наблюдательную комиссию области (как раз по правам заключенных), также указал на veved.ru еще на одну проблему: положения о правах (точнее, об ограничении на права) отбывающих наказание закреплено в статье 32 главы 2 Конституции РФ: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».
Дело в том, что глава 2 входит в перечень так называемых «неизменяемых» положений Конституции. Для справки: в последней главе Конституции четко прописано, как можно внести в нее изменения. Собственно говоря, это необходимо, чтобы вносить такие изменения, как, к примеру, новые названия субъектов (или новый субъект в составе страны, как в случае с Крымом и Севастополем), относительно безболезненно, без народных референдумов. Для этого их принимают в особом порядке и одобряют в субъектах.
А вот положение глав 1, 2 и 9 – неизменяемы. Ну или почти неизменяемы. Согласно статье 135 Конституции, в случае, если предложение о пересмотре положений упомянутых глав будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Это самое собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается
Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. По итогам всенародного голосования новая Конституция либо принимается, либо не принимается.
Как можно понять, схема длинная и не слишком удобная. Кроме того, есть еще одна загвоздка. Дело в том, что федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании не принят до сих пор, хотя проекты неоднократно вносились в Госдуму разными фракциями. В 2012 году премьер Дмитрий Медведев даже поставил конкретные сроки по разработке документа, однако до сей поры закон так и не принят.
«Известия», впрочем, указывают и на другой вариант развития событий: для того, чтобы заключенные получили избирательное право, можно, к примеру, переименовать «места лишения свободы» по отношению к колониям на «места принудительного содержания», прописав это на уровне федеральных законов. В таком случае «местами лишения свободы» останутся только тюрьмы, заключенные которых будут по-прежнему ограничены в избирательном праве.
Иван Шумков © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
В Свердловской области за сутки на пожарах погибли два человека
Суббота, 23 ноября, 14.32
В Екатеринбурге «сотрудники поликлиники» воруют деньги пациентов
Суббота, 23 ноября, 13.04
В Свердловской области водитель на внедорожнике насмерть сбил двух юных велосипедистов
Суббота, 23 ноября, 12.37