Возрастное ограничение 18+

Экс-начальник Еланской учебки Бизяев отказывается нести ответственность за вспышку пневмонии и смерть новобранца

«Меня все равно оправдают. Мне перед вами извиняться не в чем»

11.16 Пятница, 8 апреля 2011
В Екатеринбурге стартовал очередной этап (прения) судебного разбирательства по делу полковника Виктора Бизяева, обвиняемого по факту массовой эпидемии в 473-м окружном учебном центре Елани и смерти призывника Антона Юматова. В то время как военная прокуратура продолжает настаивать на реальном лишении свободы для полковника, защита уверена, что судебное разбирательство по делу Бизяева — это классический процесс «стрелочника», и в инциденте виноваты совершенно иные лица.

Напомним, в октябре 2008 года в Елань прибыло 4405 человек молодого пополнения. В результате эпидемии среди новобранцев, разгоревшейся в декабре и завершившейся в январе 2009 года, заболело 1124 военнослужащих: 460 — пневмонией, остальные — ОРЗ. То есть меньше чем за месяц эпидемиологический порог по заболеванию пневмонии был превышен в 2,3 раза, а по заболеванию ОРЗ — в 3 раза. Из-за несвоевременно оказанной медицинской помощи и фактического отсутствия профилактических мер тяжкий вред здоровью, а также вред средней тяжести был причинен семерым новобранцам, военнослужащий Антон Юматов скончался.

Следствием было выявлено, что основными причинами вспышки заболеваемости в стенах еланского учебного центра явилось отсутствие дополнительного инфекционного изолятора, необходимость которого была несомненна, так как медсанчасти были переполнены в первые дни эпидемии. Приказ о развертывании дополнительных лазаретов на территории части мог отдать только начальник учебного центра, но соответствующих распоряжений от Бизяева не поступало вплоть до 29 декабря, а к тому времени госпитализации подлежало почти 20 процентов состава.

Накануне, 7 апреля по данному делу состоялось очередное заседание свердловского военного гарнизонного суда. В ходе заседания разгорелись нешуточные страсти, защита в лице адвоката Вадима Городничева, члена областной коллегии адвокатов, назвала прокурорское обвинение беспочвенным, а военного прокурора Алишера Сабитова — «ловким фокусником».

«Обвинение военного прокурора несостоятельно, так как оно построено на общих схоластических фразах, за которыми нет ничего конкретного. Кроме того, обвинитель сознательно умолчал об опровергающих фактах дела, которые полностью не соответствуют инкриминируемому преступлению. Получается, что каждый видит то, что хочет видеть в уголовном деле», — заявил защитник.

Тем временем, в ходе прений, военный прокурор отделения ВП ЦВО Алишер Сабитов обвинил бывшего начальника учебного центра в халатности и недобросовестности выполнения служебных обязанностей, а также в серьезных нарушениях санитарно-эпидемиологических правил, предусмотренных УК РФ, повлекших за собой вспышку ОРЗ и пневмонии среди новобранцев.

По данным следствия, которые привел прокурор, фактически дополнительные изоляторы были развернуты 4 января, а имеющийся приказ Виктора Бизяева был подписан задним числом.

Обвинение настаивает на том, что Виктор Бизяев, будучи дважды уполномоченным — как начальник учебного центра и как офицер, забыл о своих прямых обязанностях обеспечения безопасности своих подчиненных.

«Несмотря на то, что количество заболевших с каждым днем увеличивалось, в учебном центре продолжалась масштабная подготовка к строевому гарнизонному смотру, который должен был пройти 30 декабря. Военнослужащие ежедневно находились на открытом воздухе по нескольку часов, хотя время учений в целях профилактики необходимо было сократить. Бизяев, преследуя второстепенные цели, забыл о том, что здоровье и жизнь людей, за которые он отвечал в тот момент, несопоставимы с любыми служебными предписаниями», — подчеркнул Алишер Сабитов.

Но у защиты другое мнение, адвокат считает, что вина в случившемся лежит на медицинских службах Еланского учебного центра, которые ненадлежащим образом исполняли должностные инструкции и держали практически в полном неведении своего начальника.

По версии защиты, полковник оказался жертвой недобросовестности своих подчиненных, а также обстоятельств — в начале эпидемии Бизяев только-только вышел из отпуска, а в ее разгар «был вынужден» уехать в командировку.

«Если обвинение считает, что в вина в подобных преступлениях в армии лежит только на одном человеке, то тогда к ответственности за происшествие в Елани можно привлечь и главнокомандующего ЦВО», — предположил судебный правозащитник.

Кроме того, Вадим Городничев сделал попытку представить все экспертизы и результаты проверок, которые были предъявлены обвинением в качестве основного доказательства, как способ ухода медицинских служб и СЭС от наказания.

«Сразу видно, что человек (адвокат Вадим Городничев — прим. ред.) ничего не понимает в военных моментах. Исходя из ваших рассуждений, получается, что есть медицинские службы, которые сами по себе, и есть начальник части, который, если ему ничего не сказать, и знать ничего не будет. Мало требовать — надо контролировать!» — возразил военный прокурор.

Тем не менее, Виктор Бизяев полностью уверен в своей невиновности, о чем прямо заявил не только суду, но и матери погибшего Антона Юматова.

«Он мне сказал: «Меня все равно оправдают. А в смерти вашего сына виновата не Елань, а госпиталь, поэтому мне перед вами извиняться не в чем», — цитирует слова полковника убитая горем мать.

«Я ни в чем не виноват — я выполнял приказы, законы и директивы», — заявил на заседании сам Бизяев.

Государственное обвинение потребовало в качестве наказания для Виктора Бизяева 3 года лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении. Решение суда будет вынесено на очередном заседании 3 мая.

Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям «Вечерних ведомостей» быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Ксения Постовалова © Вечерние ведомости

Поддержать редакцию

Похожие материалы
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
1 комментарий
Работая с этим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Статистика использования сайта отправляется в Google и Yandex. Политика конфиденциальности
OK