Ничего личного – только бизнес: в Пермском крае почти втрое превышены квоты на гастарбайтеров

Основу незаконной трудовой миграции составляют экономические интересы и коррупция


31.10.2013

Фото: dailysmi.net

Пермский край – один из самых крупных полиэтничных субъектов РФ. На его территории проживают представители более чем 125 национальностей. При этом в регионе наблюдается рост численности представителей народов Кавказа и Средней Азии. Например, за 2013 год количество прибывших в Прикамье мигрантов превысило допустимые квоты более чем в 2,5 раза. Так что вопрос о нелегалах в этом регионе – далеко не праздный.

За 9 месяцев текущего года на миграционный учет в Пермском крае поставлено 67 900 иностранных граждан и лиц без гражданства. В их числе – 45 518 трудовых мигрантов. Это при том, что квота на привлечение в 2013 году к труду иностранных граждан, установленная правительством РФ для Пермского края, составляет 18 800 разрешений. Приток мигрантов значительно превышает потребность края в дополнительных трудовых ресурсах, считает краевая прокуратура. А в основе этого процесса – заурядный бизнес на мигрантах и попустительство со стороны краевых и местных властей.

Как отмечают в прокуратуре Пермского края, в последний год деятельность надзорных органов в сфере контроля за мигрантами заметно активизировалась. Только в ходе августовского мероприятия «Нелегальный мигрант» выявлено более 800 нарушений законодательства, по решению судов за пределы России выдворено 120 иностранных граждан. А всего с начала года по материалам УФМС судами принято 429 решений о выдворении мигрантов. Это на 141 процент больше, чем в прошлом году. За это же время УФМС в отношении иностранных граждан приняло 880 решений о закрытии въезда в РФ – в 2,6 раза больше, чем за 9 месяцев прошлого года.

Хорошие результаты дает новая практика, когда краевое УФМС рассматривает заявки работодателей на привлечение трудовых мигрантов и дает заключение об их целесообразности. С помощью этой меры Прикамье в этом году «недосчиталось» тысяч мигрантов. 22 организации получили отказ в привлечении полутора тысяч иностранных работников, 175 работодателям пришлось сократить объемы – в общей сложности более чем на 15 000 человек.

Такие меры направлены в первую очередь против лиц, организующих «овощные базы», т. е. места массового проживания иностранных граждан на производственных объектах, против массовой регистрации их в «резиновых квартирах». В отношении организаторов такого рода деятельности применяются меры уголовно-правового характера.


Заместитель прокурора Пермского края Александр Дерышов


Однако, если взглянуть еще раз на цифры по трудовой миграции, которые втрое превышают квоту, становится очевидно, что все предпринимаемые шаги – капля в море.

– К сожалению, другими органами государственной власти, органами местного самоуправления работа в данном направлении не проводится, – отмечает заместитель прокурора Пермского края Александр Дерышов. – Вследствие их недоработок потребности региона в трудовых ресурсах формируются с нарушением законодательства. Нарушается и законодательство, регламентирующее порядок въезда на территорию края. На этих этапах и формируются условия для последующей легализации незаконного пребывания иностранных граждан на территории России.

На краевом уровне до сих пор не принята Программа по противодействию экстремизму, о разработке которой ведется речь с 2009 года. Между тем она могла бы стать составной частью новой программы развития и гармонизации национальных отношений. В долгосрочной целевой программе «Профилактика правонарушений в Пермском крае на 2013–2016 годы», утвержденной постановлением правительства края в мае 2013 года, вопросам противодействия экстремизму не уделено должного внимания. Мероприятий, направленных на реальное противодействие экстремистской деятельности, в ней вообще нет.

В крае не обеспечено взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти на стадии формирования квот на привлечение иностранных работников. В результате допускаются существенные нарушения при привлечении к труду иностранных граждан, происходит вытеснение коренного населения из традиционных отраслей экономики, говорят в прокуратуре. Не приняты и нормативные акты, регламентирующие порядок определения исполнительными органами государственной власти потребности в иностранных работниках. На федеральном уровне эти процессы регламентированы Постановлением Правительства РФ от 12.09.2013 № 800, на краевом – законодательно не закреплены.

– Хочу подчеркнуть: основу незаконной миграции образуют экономические интересы лиц, получающих прибыль за счет дешевой рабочей силы, – комментирует Александр Дерышов. – Поставка иностранных работников в экономически развитые регионы – это бизнес, который приносит значительную выгоду. Одним из способствующих факторов в данной части бизнеса является коррупция. Назрела пора правительству Пермского края проанализировать рынок трудовой занятости иностранных граждан в регионе. Анализ свидетельствует о массовом характере латентных нарушений миграционного законодательства. Полагаем, что правительством Пермского края должен быть разработан правовой акт, регламентирующий порядок определения потребности в трудовых мигрантах.
© Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике

Еще новости >>>