Возрастное ограничение 18+

Кровавый триллер, или несколько строк о Павлике Морозове

12.46 Суббота, 20 февраля 2016
Если кто не помнит, то Па́вел Трофи́мович Моро́зов (Павлик Морозов; 14 ноября 1918, Герасимовка, Туринский уезд, Тобольская губерния, РСФСР — 3 сентября 1932, Герасимовка, Тавдинский район, Уральская область, РСФСР, СССР) — советский школьник, учащийся Герасимовской школы Тавдинского района Уральской области, в советское время получивший известность как пионер-герой, противостоявший кулачеству в лице своего отца и поплатившийся за это жизнью.

20 февраля 1932 года прошло заседание Тройки при ПП ОГПУ по Уралу, которое решило судьбу Трофима Морозова, отца Павла Морозова. В протоколе N8 было указано: «Занимался фабрикацией подложных документов, которыми снабжал членов к/р повстанческой группы и лиц, скрывающихся от репрессирования Советской власти». Тройка постановила: «Заключить в исправтрудлагерь сроком на 10 лет».

Кровавый триллер, или несколько строк о Павлике Морозове
На фото 1930 года: с флагом в верхнем ряду Даниил Морозов, рядом в фуражке - Павел, около него - Фёдор.


Отец Павлика до 1931 года был председателем Герасимовского сельсовета. По воспоминаниям герасимовцев, вскоре после занятия этой должности Трофим Морозов начал пользоваться ей в корыстных целях, о чём подробно упоминается в уголовном деле, возбужденном против него впоследствии. Согласно показаниям свидетелей, Трофим стал присваивать себе вещи, конфискованные у раскулаченных. Кроме того, он спекулировал справками, выдаваемыми спецпоселенцам.

Вскоре отец Павла бросил семью (жену с четырьмя детьми) и стал сожительствовать с женщиной, жившей по соседству — Антониной Амосовой. По воспоминаниям учительницы Павла, отец его регулярно бил и избивал жену и детей как до, так и после ухода из семьи. Дед Павлика сноху также ненавидел за то, что та не захотела жить с ним одним хозяйством, а настояла на разделе. Со слов Алексея (брата Павла), отец «любил одного себя да водку», жену и сыновей своих не жалел, не то что чужих переселенцев, с которых «за бланки с печатями три шкуры драл». Так же к брошенной отцом на произвол судьбы семье относились и родители отца: «Дед с бабкой тоже для нас давно были чужими. Никогда ничем не угостили, не приветили. Внука своего, Данилку, дед в школу не пускал, мы только и слышали: „Без грамоты обойдешься, хозяином будешь, а щенки Татьяны у тебя батраками“».

В 1931 году отец, уже не занимавший должность, был осуждён на 10 лет за то, что «будучи председателем сельсовета, дружил с кулаками, укрывал их хозяйства от обложения, а по выходе из состава сельсовета способствовал бегству спецпереселенцев путём продажи документов». Ему вменялась выдача поддельных справок раскулаченным об их принадлежности к Герасимовскому сельсовету, что давало им возможность покинуть место ссылки. Трофим Морозов, будучи в заключении, участвовал в строительстве Беломорско-балтийского канала и, отработав три года, вернулся домой с орденом за ударный труд, а затем поселился в Тюмени.

Так как Трофим Морозов был неграмотен, то «справки о бедняцком положении» на листках из школьной тетрадки заполнял его 13-летний сын Павлик Морозов. Он подтвердил райуполномоченным ОГПУ признание отца, его показания были учтены на судебном процессе.

Кровавый триллер, или несколько строк о Павлике Морозове
Павлик Морозов обличает отца. Рисунок из газеты «Пионерская правда»


Трофим Морозов и другие председатели сельсоветов были арестованы 26 и 27 ноября. По результатам журналистского расследования Евгении Медяковой, опубликованном в журнале «Урал» в 1982 году, было выяснено, что Павел Морозов к аресту отца был не причастен. 22 ноября 1931 года на станции Тавда был задержан некто Зворыкин. У него были обнаружены два чистых бланка со штампами Герасимовского сельсовета, за которые, по его словам, он отдал 105 рублей. В справке, приложенной к делу, сказано, что перед арестом Трофим был уже не председателем сельсовета, а «приказчиком Городищенского сельпо». Медякова также пишет, что, «в Тавду и Герасимовку не раз поступали запросы со строительства Магнитогорска, со многих фабрик, заводов и колхозов о том, действительно ли граждане (ряд фамилий) являются жителями Герасимовки».

Для 76-летнего деда Сергея и 19-летнего дяди Данилы никакой разницы между свидетельскими показаниями и доносом не было: ведь семья лишилась привычных доходов. В сентябре Данила ножом убил Павлика и его 9-летнего брата Федю. Бабка Аксинья застирала кровяные пятна на одежде преступников. Преступников судили за умышленное убийство из корыстных побуждений. Потом секретарь Уральского обкома Кабаков (Имя в истории. Иван Кабаков - первый секретарь Свердловского обкома ВКП(б)) рассказал об этом случае Сталину.

Решением Уральского областного суда в убийстве Павла Морозова и его брата Фёдора признаны виновными их собственный дед Сергей (отец Трофима Морозова) и 19-летний двоюродный брат Данила, а также бабушка Ксения (как соучастница) и крёстный отец Павла — Арсений Кулуканов, приходившийся ему дядей (в качестве деревенского «кулака» — как инициатор и организатор убийства). После суда Арсений Кулуканов и Данила Морозов были расстреляны, восьмидесятилетние Сергей и Ксения Морозовы умерли в тюрьме. В соучастии в убийстве был обвинён и другой дядя Павлика, Арсений Силин, однако в ходе суда он был оправдан.

Весной 1999 года сопредседатель Курганского общества «Мемориал» Иннокентий Хлебников направил от имени дочери Арсения Кулуканова Матрёны Шатраковой ходатайство в Генеральную прокуратуру о пересмотре решения Уральского областного суда, приговорившего родственников подростка к расстрелу. Генеральная прокуратура России пришла к следующему выводу:

Приговор Уральского областного суда от 28 ноября 1932 года и определение судебно-кассационной коллегии Верховного Суда СССР от 28 февраля 1933 года в отношении Кулуканова Арсения Игнатьевича и Морозовой Ксении Ильиничны изменить: переквалифицировать их действия со ст. 58-8 УК СССР на ст. 17 и 58-8 УК СССР, оставив прежнюю меру наказания.

Признать Морозова Сергея Сергеевича и Морозова Даниила Ивановича обоснованно осужденными по настоящему делу за совершение контрреволюционного преступления и не подлежащими реабилитации.


Генеральная прокуратура, занимающаяся реабилитацией жертв политических репрессий, пришла к выводу, что убийство Павлика Морозова носит чисто уголовный характер, и убийцы не подлежат реабилитации по политическим основаниям. Это заключение вместе с материалами дополнительной проверки дела № 374 было направлено в верховный Суд СССР, который принял решение об отказе в реабилитации предполагаемым убийцам Павлика Морозова и его брата Фёдора.

Вынесенное Тройкой при ПП ОГПУ по Уралу 20 февраля 1932 года решение, фактически предопределило судьбу Фёдора и Павла Морозовых, начав отсчет до кровавого 3 сентября, когда братьев убили в лесу...


Кровавый триллер, или несколько строк о Павлике Морозове
На фото памятник в Свердловске.
2 июля 1936 года принято постановление Совнаркома СССР о сооружении памятника Павлику Морозову в Москве при въезде на Красную площадь. Имя Морозова было присвоено герасимовскому и другим колхозам, школам, пионерским дружинам.

Павлику Морозову были установлены памятники в Москве (1948, в детском парке его имени на Красной Пресне; снесён в 1991), селе Герасимовка (1954) в Свердловске (1957, в парке его имени, в настоящее время не сохранился - Скверы и парки Екатеринбурга. Сенная площадь и Парк Павлика Морозова.), поселке Русский Акташ Альметьевского района Республики Татарстан, в Острове и в Калининграде.
Максим Горький называл Павлика «одним из маленьких чудес нашей эпохи».

В 1955 году он под № 1 был занесён в Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. Под № 2 в ту же книгу был занесён Коля Мяготин.

В Туринске Свердловской области был сквер Павлика Морозова, в центре сквера располагался памятник, изображавший Павлика во весь рост и с пионерским галстуком. В 90-е годы памятник был похищен неустановленными лицами. Ныне сквер переименован в «Исторический сквер».

Эта история, обросшая легендами и пропагандистскими штампами, вполне заслуживает внимания не только историков, но и туристов, которые с пиететом посещают места туристического паломничества, получившего название "Красного туризма". Ни имя Морозова, ни село Герасимовка в этот "Проект" не входят...

Это несколько иной вопрос, вопрос о позиционировании Свердловской области (В туризм Свердловской области пора вернуть бренды. Азбука регионального туристического маркетинга.)...

В посте использованы материалы и фотографии:
http://www.myjulia.ru/post/349321/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Морозов,_Павел_Трофимович

Александр Аникин, Интернет-журналист, блогер, член Союза журналистов РФ, руководитель АНО ЦКТ "Клуб уральских блогеров", входит в состав Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Свердловской области, в Общественный совет при МУГИСО

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов


Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям «Вечерних ведомостей» быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
© Вечерние ведомости

Поддержать редакцию

Похожие материалы
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
Работая с этим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Статистика использования сайта отправляется в Google и Yandex. Политика конфиденциальности
OK