DataLife Engine / Что такое госдолг Свердловской области и нужно ли с этим бороться?

Что такое госдолг Свердловской области и нужно ли с этим бороться?

Одна из любимых «страшилок» оппозиционных политиков: размер госдолга Свердловской области. Всякий раз, обсуждая проект годового бюджета, депутаты не упускают случая «уколоть» региональный минфин и еще раз попугать население. Между тем взаимоотношения между бюджетами разных уровней выглядят сложнее. О том, что такое «субъектный долг», что означает его рост для населения и какова будет ответственность по «невыплате», в интервью «Вечерним Ведомостям» рассказала доктор экономических наук Елена Князева.

– Итак, начнем с основ. Елена Геннадьевна, объясните, пожалуйста, что это за понятие – госдолг?

– Применительно к субъектам РФ грамотнее использовать термин «субъектный долг». По сути, это разница между доходами и расходами субъекта. Сейчас объясню на конкретном примере. Руководство Свердловской области в 2014 году взяло на себя обязательства, скажем, по исполнению «майских» указов президента, решает собственные социальные задачи (к примеру, строительство дорог, детских садов и т. д.). Однако прогнозируемые доходы области не покроют планируемых расходов. Это называется «дефицит бюджета», в 2014 году он, по прогнозам, составит около 25,5 млрд рублей (а в 2013 году этот показатель составил 33,9 млрд рублей, или 25,2% от доходной базы).

В таких случаях региональное министерство финансов консультируется с правительством РФ и берет займы. Это и есть субъектный долг Свердловской области.

– Иными словами, субъектный долг обычно равен дефициту бюджета?

– Можно сказать и так. Это трансляция обязательств региона по расходной части бюджета. К примеру, на 2014 год предельный объем субъектного долга определен областным минфином на уровне 65 млрд 438,359 млн рублей. Однако, по прогнозу министерства, дефицит бюджета должен быть гораздо меньше, соответственно и компенсировать расходы региональной казны за счет госзаймов нужно будет в меньших размерах.

– А в чем причина снижения доходов свердловского бюджета?

– Причин можно назвать много. Это и недостаточные поступления по налогу на прибыль, на НДФЛ. И в целом спад экономической активности в регионе, и многое другое. Вообще, это общая проблема для более чем половины регионов РФ: доходы снижаются, но расходы губернаторы снижать не готовы, ведь чаще всего речь идет о социальной сфере, а это напрямую ударит по населению. Экономисты считают, что в целом по РФ в 2014 году предполагается удвоение размера субъектного долга. Однако стоит отметить, что к Среднему Уралу это не относится. У нас рост субъектного долга прогнозируется, но незначительный.

– Удвоение? Так до каких же размеров может вырасти субъектный долг?

– Теоретически – до 100%. Яркий пример: город-банкрот Детройт в США. В России таких примеров на уровне субъектов не было, однако в некоторых российских муниципалитетах практически все расходы покрываются из бюджетов вышестоящих уровней. Иными словами, там муниципальный долг приблизился к максимуму. Кстати, в настоящее время в Госдуму РФ вносятся поправки в федеральное законодательство, согласно которым субъектный долг не должен превышать 10% от доходов региона.

– А какова будет ответственность региона, если субъектный долг превысит эту отметку?

– В полномочиях Минфина РФ есть определенный карательный арсенал. Однако гражданам «скинуться» в равных долях не предложат, если Вы об этом.

– Если я правильно Вас понял, с точки зрения населения региона сам факт наличия субъектного долга, в общем-то, позитивная новость? Социальные обязательства исполняются, даже несмотря на нехватку средств в облказне…

– Тем не менее нужно понимать, что заем средств из федерального бюджета – это процесс не бесконечный. Долги рано или поздно придется отдавать. Если регион просто «проедает» заемные деньги, не занимаясь развитием своей инфраструктуры, рано или поздно его руководству придется пойти на кардинальные меры – значительно урезать социальные расходы. Перейти в режим «жесткой экономии». Естественно, эта мера популярности у населения не получит. К примеру, в Краснодарском крае объем субъектного долга составляет 90,4% от доходов регионального бюджета. Однако эти деньги были потрачены на развитие субъекта, его подготовку к Олимпиаде. И есть основания полагать, что эти вложения будут окупаться в будущем.

– То есть применительно к Свердловской области займы из федерального бюджета следует тратить только на развитие финансово выгодных проектов? Вроде строительства «индустриальных парков»?

– Ну почему же? Госзаймы и другие инструменты формирования субъектного долга (например, выпуск региональных облигаций) очень удобны для всех участников рынка. К примеру, условия обслуживания и выплаты займа областной минфин обсуждает с федеральным правительством. В каких-то случаях заемщик пойдет навстречу, проведет реструктуризацию долга. Не будет же правительство РФ банкротить регион. Облигации пользуются у покупателей спросом в силу своей надежности. Да, в банке процентная ставка выше, но опять-таки субъект РФ свои кредитные обязательства обязательно выполнит.

Одним словом, я хочу сказать, что вашим читателям не стоит опасаться, увидев новости о повышении субъектного долга Свердловской области. Финансами региона занимаются профессионалы, которые грамотно рассчитывают все преференции и риски. Процесс формирования бюджета согласуется с Москвой. То есть никаких дефолтов и прочих катастроф не последует.
13-03-2014, 15:04
Вернуться назад