То, что на ремонте здание, а не сам театр, сообщает большой плакат на заборе, которым огорожена территория вокруг ТЮЗа.
– Когда мы уходили в ремонт, наша афиша составляла 27 спектаклей, сохранить удалось 17, остальные мы бережно законсервировали, – рассказывает журналистам директор театра Светлана Учайкина. – Мы очень хорошо себя чувствуем, потому что городское театральное сообщество сделало все, чтобы мы максимально адаптировались к ситуации, мы гастролируем по области, этот сезон мы закрыли гастролями в Сочи, выступив на фестивале «Театральный Олимп», привезли оттуда приз зрительских симпатий за спектакль «Без вины виноватый». Дети смогли увидеть «Бременских музыкантов», «Конька-Горбунка», «Приключения Чиполлино».
Зданию ТЮЗа в этом году исполняется 36 лет. Все это время один из главных символов Екатеринбурга стоял без какой-либо реконструкции. В 2012 году по заказу муниципалитета ЗАО «Корпорация «Атомстройкомплекс» совместно с институтом «УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН» разработали проект капитального ремонта театра. Работы начались в феврале.
Журналистов пригласили на стройку практически сразу после того, как заменили бетонные перекрытия крыши. Их состояние практически сразу вызвало вопросы у строителей. Проведенные исследования подтвердили необходимость их замены. Одна из вероятных причин – при ремонте крыши старые слои кровельных материалов не убирали, а новые просто укладывали поверх.
– Была метровая кровля, которая в итоге не выполняла свою функцию, но при этом серьезно нагружала перекрытие. Было непонятно, где вода проходила. Мы демонтировали все три слоя и на это место укладываем один новый, сделанный по современным технологиям и полностью отвечающий температурному режиму, – рассказывает руководитель строительства Роман Бабушкин. – Тут кровельный пирог: теплоизоляция, утеплитель, керамзитобетон, стяжка, сверху идут уже «бронированные» слои.
Самый верхний, «финишный» слой пока не укладывают. Как говорят строители, необходимо проверить новую кровлю дождями. Кровельные работы, а также установку светопрозрачных конструкций планируется закончить уже в ближайшие месяцы.
– Нам необходимо закрыться полностью от внешней среды для того, чтобы начать чистовую отделку помещений и реализацию дизайн-проекта, – объясняет Роман Бабушкин.
Мозаичное панно, которое находится в холле второго этажа, демонтировать не стали. Его закроют панелями, и при необходимости, например по случаю юбилея, их можно будет снимать. А вот от оркестровой ямы в большом зале решено избавиться. За счет освободившегося места будут расширены проходы между рядами кресел, кроме того, в зал смогут проезжать и свободно располагаться маломобильные зрители.
– Приходя к нам в театр, зритель будет наслаждаться представлением, а не думать, как бы ему поудобнее расположиться, чтобы не затекли ноги, – говорит Светлана Учайкина. – За время существования театра оркестровая яма ни разу не использовалась. Оркестр в театре был, и мы его возродим, но он не такой большой, как симфонический, и его вполне можно разместить на авансцене или на самой сцене. А мы все-таки не музыкальный театр, а драматический, – констатирует директор ТЮЗа.
Самый большой «выигрыш» в площади получается за счет создания отдельно стоящего малого зала на 150 мест, где обычно проходят авторские вечера, экспериментальные постановки. В свою очередь помещение, где до этого находилась малая сцена, отдадут под второй репетиционный зал.
– Это для нас просто подарок. Потенциал у нашей труппы достаточно большой, а один репетиционный зал был расписан по часам, если не по минутам. А сейчас мы, конечно, получаем возможность для творческой реализации, роста, – говорит Светлана Учайкина.
Новый ТЮЗ получит современную электронную начинку, в театре появится собственная студия звукозаписи, а также возможность записывать представления на несколько видеокамер, а потом монтировать. С другой стороны, некоторые вещи необходимо сохранить в первозданном виде. Одна из них – вращающаяся система, которая позволяет создавать эффект движения.
– Мы сейчас монтируем новую механику, чтобы круг мог поворачиваться, усиливаем фундамент, чтобы его не повело. Все инженерные коммуникации на сцене полностью меняются. Там освещение, звук, просто огромное количество разных подъемных механизмов, – делится планами руководитель строительства.
Один из таких механизмов – лифт, которым доставлялись декорации из мастерской на сцену. Его починят.
– Лифт сломался лет через пять после того, как заработал театр, поэтому приходилось разными хитрыми способами опускать их на сцену, – поведала журналистам Светлана Учайкина. Помимо этого, несмотря на большие окна, в мастерской было мало света, в ней было холодно, хотя помещение плохо вентилировалось. Ликвидировать подобные парадоксы раз и навсегда намерены за счет установки современных систем контроля за климатом.
– В здании можно будет чуть ли не в каждом помещении задавать свой климат, в том числе влажность. Подобную регулировку мы также применяли на строительстве перинатального центра, – говорит Роман Бабушкин.
В результате количество вентиляционных каналов увеличилось с 13 до полусотни. Пришлось достраивать короба на крыше. Их также обложат мрамором, который берут на том же карьере, что и тот, которым облицован театр. Уже в этом году испорченные плиты заменят. Фасад отшлифуют и отбелят, щели заделают современным герметиком, после чего нанесут специальное покрытие, которое продлит срок службы плит. Они не будут выгорать на солнце и желтеть после дождя.
– В целом, картинка, которую мы смотрим со строителями каждый день, обсуждаем, каким будет наш театр, в том числе сроки, графики выполнения всех этих работ, все это сегодня внушает оптимизм, – делится Светлана Учайкина.
Коллектив ТЮЗа занимается подготовкой к новому театральному сезону, который откроют уже традиционным фестивалем «Реальный театр». Следующий актеры встретят уже на родной для них сцене.