Возрастное ограничение 18+

Жители Екатеринбурга выступили против бренда «Грязьбург»

Граждане требуют, чтобы мэрия очистила город от грязи и пыли

18.01 Вторник, 24 марта 2015
В Екатеринбурге создано движение «Нет Грязьбургу». Причина простая. Сегодня Екатеринбург если не утопает в жидкой грязи, то задыхается в облаках пыли. Из-за пыли недавно региональное управление МЧС даже призывало горожан не выходить на улицы. Уборка улиц и дворов практически не ведется, а сити-менеджер Александр Якоб в дни непогоды находится в отпуске. Активисты нового движения планируют своими силами исправить ситуацию.

Такой грязи, как за последние два-три года, в Екатеринбурге никогда не было. Об этом заявляет член Общественной палаты Свердловской области Валерий Черкашин. Столица Урала просто утопает в грязи, а когда она подсыхает, в городе невозможно дышать из-за пыли. Но в администрации муниципалитета, по его словам, достаточных мер не принимают. Сити-менеджер Александр Якоб вообще ушел в отпуск в самый критический момент. Поэтому активисты приняли решение создать движение «Нет Грязьбургу» и планируют своими силами бороться за чистоту в столице Урала.

– Сегодня не время уходить в отпуск, потому что в городе сложилась критическая обстановка. У нашего сити-менеджера 12 заместителей. Вы меня простите, но город должен просто блестеть! Я не понимаю, чем занимаются заместители и зачем они вообще нужны, если мы все тонем в грязи. Мы планируем создать движение, чтобы жители города могли через него требовать у городской администрации, чтобы улицы, дворы убирались. Не нужно заниматься очковтирательством, которым сегодня занимается наша городская администрация, что все хорошо и замечательно. Большинство людей ходят пешком и все видят, все понимают. Мы обязательно будем создавать движение, рассказывать, как люди могут повлиять на ситуацию, потому что им сегодня идти некуда, – отмечает Валерий Черкашин.

По словам представителя Федерации автовладельцев России в Свердловской области Максима Едрышова, администрации Екатеринбурга необходимо заниматься уборкой грязи и пыли плотнее. Например, при наступлении положительных температур необходимо проливать город, начиная с бордюров. Но самое главное – необходим большой капитальный ремонт дорожной канализации, которая не всегда сейчас справляется с осадками.

– Чисто не там, где не мусорят, чисто там, где убираются. Сейчас уборка города – это проблема, которая накапливалась годами. Многие годы уборка проводится не должным образом. Если вспомним события 2008 года, когда был саммит ШОС в Екатеринбурге, улицы были идеальные. А у нас этой системной и комплексной работы по уборке, к сожалению, нет, – отмечает Максим Едрышов. – Нужно, чтобы у конкретного чиновника возникло желание поработать. И вся проблема решилась бы сама собой. Ведь они сами ездят и ходят по этой грязи.

Как отметил депутат Заксобрания Свердловской области Алексей Коробейников, в рамках своей деятельности ему часто приходится встречаться с екатеринбуржцами, возмущенными большим количеством грязи и пыли, которые местные власти не могут убрать с улиц и из дворов города.

– Я считаю, что наш город, конечно, следовало бы убирать лучше, чем сейчас. Мы постоянно мониторим ситуацию и знаем, что в Екатеринбурге очень много граждан, недовольных тем, как власти убирают грязь. Тем более к нам в город очень часто приезжают иностранные делегации, у которых из-за грязи на екатеринбургских улицах и пыли складываются определенные негативные впечатления о городе, – отмечает Алексей Коробейников. – Все знают, что были закуплены специальные пылесосы для сбора пыли, но их не видно. В эту зиму снега выпало мало, но его вывозят плохо. Горожане задаются вопросом: почему не работает техника?

Забота о чистоте города и комфорте его жителей – это непосредственная обязанность муниципалитета. Поэтому, по словам Алексея Коробейникова, когда горожане видят, что их не слышат, они пытаются исправить ситуацию, создавая общественные организации.

– Чистота в городе – это первый элемент доступной среды в городе. Слепым людям чрезвычайно сложно передвигаться по грязным улицам. Что делает зрячий человек, путь которому преграждает лужа? Он ее перепрыгивает. Слепой начинает двигаться по краю, делает пять-десять шагов, чтобы ее обойти, не удается – и домой он приходит в грязи. На мой взгляд, необходимо вырабатывать комплекс мер, которые поэтапно позволят решить эту проблему, – отмечает руководитель организации «Белая трость» Олег Колпащиков.

Цена грязи и пыли

По статистике правоохранительных органов Екатеринбурга, ежегодно водителям автомашин выписывается порядка 20 тысяч штрафов за залитые грязью (нечитаемые) номерные знаки. КоАП РФ предусматривает за это штраф в размере 500 рублей. Таким образом, ежегодно екатеринбуржцы платят порядка 10 млн рублей только штрафов. И это не считая «потерянных» в лужах номеров, «убитых» скрытыми в грязи выбоинами подвесок и автопокрышек.

Помимо этого грязь и пыль на екатеринбургских улицах сказывается и на здоровье горожан, тем более детей, у которых ослаблен иммунитет. По словам медицинских работников, пыль, витающая в воздухе каждую весну, опасна не только для аллергиков, но даже для малышей с крепким здоровьем. По статистике, в группе риска – дети, организм которых ещё не готов к атаке вредными веществами, и дети, страдающие заболеваниями органов дыхания.

«Степень опасности неблагоприятного воздействия пыли на организм определяется в основном ее концентрацией в воздухе, размером пылинок и их составом. Городская пыль сегодня – это частицы сажи, почвы, пыльцы растений, шерсти животных. Все это, минуя защитные барьеры, оседает в легких, нарушает их функцию и вызывает хронический бронхит, астму, кожные дерматиты, всевозможные аллергические заболевания», – отмечают врачи. В весенний период количество обращений к аллергологу увеличивается в среднем на 15-20 процентов.

Стоит отметить, что Екатеринбург, как столица Свердловской области, ежегодно получает значительные суммы из регионального и федерального бюджетов, в том числе на работы, связанные с благоустройством, а значит, и наведением чистоты в городе.

«Ежегодно осуществляется оценка расходных полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, перечень которых утвержден Федеральным законом № 131-ФЗ. В том числе оцениваются расходы на мероприятия по благоустройству и дорожной деятельности. Правительством Свердловской области утверждены методики, применяемые для расчета межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам, на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», – отмечают в региональном кабмине.

На 2015 год Екатеринбургу на благоустройство выделено 305,8 млн рублей. Дополнительно для города, как административного центра Свердловской области, как и в предыдущие годы, учтены расходы в сумме 699,6 млн рублей на осуществление функций административного центра по проведению благоустроительных работ. Таким образом, всего на мероприятия по благоустройству, по прогнозу, расходы определены в объеме 1 млрд рублей.

Самим же муниципальным образованием «город Екатеринбург» расходы на благоустройство на 2015 год в местном бюджете утверждены в сумме 973,5 млн рублей, что меньше прогнозной оценки на 31,9 млн рублей.

Расходы на уборку улиц в населенных пунктах осуществляются в рамках реализации мероприятий и по благоустройству, и по содержанию дорог. Только необходимо правильное их разделение и отнесение по видам работ. Приказом Минрегиона России утверждены методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований. Согласно этим рекомендациям тротуары, дорожки, внутриквартальные проезды, стоянки-карманы и т.п. относятся к элементам благоустройства, значит, их уборка должна осуществляться за счет средств, запланированных на благоустройство.

Классификацией работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденных приказом Минтранса России, предусмотрены отдельные работы по содержанию автомобильных дорог в части уборки улиц по элементам обустройства автомобильных дорог. Например, это уборка и мойка остановок общественного транспорта, автопавильонов, подземных и наземных пешеходных переходов, площадок отдыха и элементов их обустройства, шумозащитных и противодеформационных сооружений, а также устранение их мелких повреждений, окраска, замена поврежденных и установка недостающих контейнеров для сбора мусора, урн, скамеек на автобусных остановках и площадках отдыха; очистка туалетов и уборка мусора из контейнеров и урн, в том числе с использованием специальных машин; вывозка мусора для утилизации на полигоны. Такие работы оплачиваются за счет расходов, предусмотренных на дорожное хозяйство.

На решение вопросов дорожной деятельности всем муниципальным образованиям также предусматриваются расходы. Оценка расходных полномочий на дорожную деятельность в Екатеринбурге определена исходя из протяженности автодорог местного значения – 1 361,3 километра. С 2010 года для города учитываются через повышающий коэффициент дополнительные расходы на дорожное хозяйство.

При расчете расходов на дорожное хозяйство, аналогичном для других муниципалитетов, объем оценочных расходов для Екатеринбурга составил бы 680,9 млн рублей. За счет повышенного коэффициента расчета и дополнительных расходов, включаемых в базу на дорожное хозяйство с 2010 года, объем расходов увеличен на 653,7 млн рублей.

Оценочные расходы на дорожную деятельность, по прогнозам, составляют порядка 1,383 млрд рублей.

Таким образом, общая сумма, предназначенная для Екатеринбурга в бюджете области на работы по благоустройству и дорожное хозяйство, составляет 2,385 млрд рублей. Куда расходуются эти средства, видимо, стоит спросить у мэрии.

«Общественный выговор»

23 марта с инициативой объявить «общественный выговор» городским властям выступили жители Екатеринбурга. В частности, о сборе подписей, которые затем будут направлены в «серый дом», объявили член Общественной палаты Свердловской области Валерий Черкашин и лидер свердловских «Зеленых» Игорь Рузаков. Данная инициатива уже нашла поддержку у горожан.

– Согласен с решением коллег объявить общественный выговор администрации Екатеринбурга – у нас в городе действительно очень грязно. Казалось бы, от этого никуда не деться. Но быть во всеоружии необходимо. Мы ведь успешно проходим время паводка. Потому что готовимся к нему заблаговременно. Вот и к грязи надо быть готовыми! А так придется ждать милости от природы, когда город почистится проливным дождем, – отмечает президент НП «Уральская ассоциация экологически ответственных предприятий», член Общественной палаты Свердловской области Михаил Беленький.

Глава компании «Система управления отходами – экологические проекты» Евгений Короткин отметил, что в Екатеринбурге отсутствует схема санитарной очистки, то есть у муниципальных коммунальщиков попросту нет четкого регламента, как часто и каким образом они должны наводить чистоту на улицах областного центра.

– У меня у самого ребенок только-только выздоровел, но на прошлой неделе мы ходили гулять, когда была пылища невозможная – как говорят, «воздух было видно», и вот она снова заболела, – отметил Евгений Короткин. – Я часто по другим городам езжу и часто слышу, что нас называют «Грязьбургом». Обидно. Надо, чтобы, как во многих городах, хозяин в городе заботился обо всех его артериях, чтобы весь механизм функционировал. И если нас называют «Грязьбургом», стоит задуматься – это же не просто так».

По его мнению, идея объявить «общественный выговор» администрации Екатеринбурга не лишена смысла.

– Поднятая общественниками города проблема очень важна и, к сожалению, не решается на протяжении многих лет. Если мы претендуем на статус третьей столицы России, нам следовало бы равняться на такие города, как Москва и Санкт-Петербург, где такого явления, как жидкая грязь, на сегодня не существует, – отметил председатель Общественного совета при МинЖКХ Сергей Полыганов.

«Чтобы никто наш город не называл «Грязьбургом»

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев на встрече с руководителем департамента государственного жилищного и строительного надзора региона, созданного в начале марта, Алексеем Россоловым поручил взять на контроль вопрос с уборкой улиц и дворов Екатеринбурга.

По словам Алексея Россолова, в адрес надзорного органа поступают многочисленные обращения от жителей Екатеринбурга, в которых граждане жалуются на пыль и грязь во дворах и на улицах города.

– Наша работа будет организована как целый комплекс мероприятий: со стороны департамента стройнадзора мы возьмем под контроль все технические средства, работающие на строительных площадках Екатеринбурга, с тем чтобы выезжающие с них автомобили не несли грязь на улицы города. У нас грязи и так хватает – чтобы это увидеть, достаточно выйти на улицу, – отметил Алексей Россолов.

По его словам, со стороны ГЖИ будет организован контроль за работой управляющих компаний, в частности за уборкой придомовых территорий, чтобы и из дворов грязь также не тащилась на улицы.

– И чтобы никто наш город не называл «Грязьбургом». Он этого недостоин. И если администрация Екатеринбурга не хочет этого делать самостоятельно, будем ее в этом «помогать», – подчеркнул Алексей Россолов.

Стоит добавить, что, по данным Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, суммарная атмосферная нагрузка в Екатеринбурге зафиксирована на показателе 5,0, что соответствует очень высокому уровню загрязнения воздушного бассейна, оказывая опасное влияние на состояние здоровья населения. Отмечено повышенное содержание в атмосферном воздухе пыли мелкодисперсной – в 2,1 раза, оксида углерода – в 1,7 раза, оксида азота – в 2,9 раза, диоксида серы – в 3,1 раза. По данным государственной наблюдательной сети, за последние 5 лет в городе наметилась тенденция роста среднегодовых концентраций диоксида азота, взвешенных веществ, бензола и меди.

Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям «Вечерних ведомостей» быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Денис Евстафьев © Вечерние ведомости

Поддержать редакцию

Похожие материалы
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
Работая с этим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Статистика использования сайта отправляется в Google и Yandex. Политика конфиденциальности
OK