Возрастное ограничение 18+

Теперь свердловские УК будут разорять по закону

Гигантские штрафы доведут многих коммунальщиков до банкротства

17.54 Вторник, 6 декабря 2011
В ближайшее время свердловские УК в своем кармане могут недосчитаться приличной суммы денег. Теперь на совершенно законных основаниях их могут привлечь к административному штрафу от 200 тысяч рублей до 1 миллиона. А все потому, что КоАП дополнен двумя новыми статьями о штрафах и дисквалификации за нарушения правил порядка подключения к сетям. Эксперты уверены, что данные меры – еще один инструмент государства по истреблению коммерческих управкомпаний. Но, похоже, мало кто из свердловских предпринимателей всерьез оценивает масштабы бедствия.

Законодательные поправки, ужесточающие ответственность за нарушения подключения к сетям, одобрены Советом Федерации РФ 29 ноября. Отметим, до этого момента прямо прописанной административной ответственности за эти нарушения для предприятий сферы ЖКХ не существовало.

После вступления в силу поправок в КоАП РФ управляющие компании будут очень «доступны» для штрафов со стороны правоохранительных органов. В распоряжении чиновников будет целый ряд причин наложить на ЖКХ-предпринимателей стотысячные штрафы. Практически любое нарушение договора с энергетиком, с жильцом, включая отсутствие соглашения, например, по техническим причинам, неминуемо обернется потерей из дохода компании от 100 до 500 тысяч рублей, при повторном нарушении – до 1 миллиона.

Стоит отметить, что поправки ужесточают ответственность УК и за соблюдение требований по раскрытию информации. Другими словами, закон уже давно обязывает каждую УК иметь электронный сайт для размещения полной информации о себе. Но административная ответственность за это не была установлена. Теперь за отсутствие электронной площадки управкомпании могут поплатиться штрафом от 250 до 300 тысяч рублей. За повторение нарушения коммунальщик дисквалифицируется с рынка сроком от 1 года до 3 лет.

Существует мнение, что такие меры значительно обескуражат нарушителей, незаконным образом подключающихся к инфраструктурным сетям. Стоит отметить, что среди них немало физических лиц – индивидуальных собственников жилья. В свою очередь управляющие компании, наоборот, стремятся к легитимному сотрудничеству с поставщиками, понимая, что от конструктивности диалога с ними напрямую зависит успешность их работы.

С другой стороны, власть «протащила» данные поправки под эгидой наведения порядка среди генерирующих компаний и поставщиков ТЭР.

– Повышение штрафов происходит в рамках существующей тенденции ужесточения наказаний за нарушения антимонопольного законодательства. Разумеется, новые меры направлены на защиту интересов потребителей услуг инфраструктурных предприятий, работающих в монопольном секторе, – отметил в беседе с «ВВ» начальник департамента по связям с общественностью ОАО «МРСК Урала» Дмитрий Тюхтин.

Он также отметил, что обновленный КоАП коренным образом не должен изменить взаимодействие «сетевиков» и потребителей, так как, например, в «МРСК Урала» за текущий год не было зафиксировано ни одного нарушения техприсоединения, хотя было получено около 6 тысяч новых заявок.

Позицию «МРСК Урала» поддерживает и крупный государственный коммунальщик ГУП СО «Облкоммунэнерго». Как заявила «ВВ» пресс-секретарь компании Елена Ильина, ужесточение штрафов является проявлением общего тренда – потребитель всегда прав.

– К сожалению, в энергетике бытует такое представление: не мы для потребителя, а он для нас. Изменение законодательства приводит все на круги своя. Энергетика в конечном итоге всегда работает на абонента и должна отвечать за соблюдение прав этого потребителя. Сначала, думаю, будет трудно перестроиться, но со временем это станет обыденной нормой. И это правильно, – сказала Ильина.

Действительно, нельзя не признавать того, что законодательные поправки способны жестче отслеживать и пресекать нарушения ресурсных монополистов. Тем более что Свердловское УФАС практический каждый квартал рассматривает дела о необоснованном отключении от инфраструктурных коммуникаций.

Тем временем при рассмотрении последствий реализации данных поправок почему-то забывают о том, что помимо отношений между генерирующими компаниями и поставщиками ресурсов эти поправки регулируют взаимодействие УК и поставщиков, и даже УК и жильцов, отмечают эксперты. Именно в этой части законодательство чревато стать мерой давления на деятельность УК.

– К примеру, есть на территории Свердловской области некая теплоснабжающая компания. Скажем, удалось инициативным жильцам сменить навязанную муниципалитетом УК на новую компанию или даже на ТСЖ. Старая УК, по понятным причинам, не хочет передавать первичную документацию, что неминуемо оборачивается 6 месяцами арбитражного разбирательства. В свою очередь теплоснабжающая компания, в силу своего монополизма на рынке, отказывает новой УК в заключении договора. Новое же предложение о заключении договора обычно рассматривается в течение месяца, – объясняет адвокат Иван Кадочников.

Таким образом, продолжает адвокат, в то время, пока поставщик тянет с заключением договора, старая УК инициирует жалобы в прокуратуру о незаконном подключении жилфонда, управляемого новой УК, к сетям. В результате неугодную управкомпанию совершенно законно разоряют стотысячными штрафами.

Предположения эксперта звучат более убедительно, если припомнить недавний ЖКХ-скандал в Первоуральске. Напомним, СТК отказалась включить тепло вовремя из-за того, что на городских сетях не были установлены шайбы, обеспечивающие равномерное давление в трубах. По мнению же поставщика, для того, чтобы его сети заработали, дорогостоящие работы по их подготовке должны были провести управляющие компании. Но в отличие от муниципально поддерживаемых компаний, у других на шайбирование денег не хватало. Тем не менее, в случае вступления в силу новых поправок, за нарушение норм техподключения большинству городских управкомпаний грозили бы гигантские штрафы. Таким образом, монополистическая политика СТК вкупе с законом добилась бы ухода с городского рынка ЖКХ львиной доли неугодных администрации УК.

Однако многие руководители свердловских УК еще не осознали тех угроз, которые за собой несут новые государственные меры. По заявлению многих предпринимателей, с поставщиками всегда можно найти общий язык, а если дело дойдет до штрафов, то грозить они будут не управляющим компаниям, а собственникам жилья. Выводы бизнесменов, по меньшей мере, удивляют и обескураживают. Ведь договор, на основании которого производится подключение к сетям и подача ресурсов, заключается между поставщиком и управляющей компанией или ТСЖ, в случае если собственники доверили им управление жилфондом.

Ужесточение административной ответственности для организаций, управляющих жилфондом, выглядит достаточно логичным на общем фоне усиления контроля государства за рынком. Перечислим только некоторые из последних нововведений властей: наделение Госжилинспекции полномочиями активного участия в деятельности УК, контроль и возможность безакцептного списания денежных средств благодаря спецсчетам, коллективная ответственность и дисквалификация управкомпаний, принужденных вступить в СРО.

Сегодня власти уже практически не скрывают своих намерений принять активное участие в переделе рынка обслуживания жилфонда. Из уст первых лиц региона не раз звучало, что одна из основных целей проводимых ЖКХ-реформ – укрупнение УК посредством избавления от мелких организаций. А флагманом грядущих перемен негласно утверждено государственное «Облкоммунэнерго».

Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям «Вечерних ведомостей» быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Ксения Постовалова © Вечерние ведомости

Поддержать редакцию

Похожие материалы
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
Работая с этим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Статистика использования сайта отправляется в Google и Yandex. Политика конфиденциальности
OK