Виктору Басаргину не удалось взять тайм-аут

В Прикамье разворачивается новый раунд политической борьбы. В фокусе – местные выборы и муниципальная реформа


07.07.2014

Фото: lenta.ru

Мало того, что природа нынче оставила пермяков без лета. Так еще и традиционное летнее политическое затишье тоже не наступило. Отчасти в этом виноваты предстоящие в сентябре муниципальные выборы – в регионе официально объявлены сразу 55 избирательных кампаний в 28 районах и городских округах. Но еще больший интерес местных элит вызывает муниципальная реформа, которая должна определить параметры политической поляны на годы вперед. На последней пленарке ЗС губернатор Басаргин заявил о намерении отложить на пару месяцев публичные дискуссии о новой модели управления. Но из этого ничего не вышло.

Что касается событий, связанных с единым днем голосования 14 сентября, они уже вовсю разворачиваются. В Прикамье предстоит избрать 9 глав муниципальных образований и 27 представительных органов местного самоуправления. В 16 территориях ожидаются довыборы, в Чайковском будут голосовать за преобразование городского поселения в городской округ – или против, как получится.

По итогам голосования предстоит распределить 348 депутатских мандатов. Сентябрьские выборы коснутся 490 тысяч граждан – это четверть избирателей Пермского края. По оценке крайизбиркома, самыми крупными избирательными кампаниями станут выборы депутатов земских собраний Березовского, Ильинского, Оханского, Пермского, Кунгурского муниципальных районов, выборы депутатов Думы ЗАТО Звездный; выборы глав Кизеловского, Частинского, Красновишерского, Куединского, Уинского муниципальных районов, а также выборы главы Чайковского городского поселения и досрочные выборы главы города Кудымкара.

Но это – с точки зрения размеров избирательных округов. А у каждого из них, помимо формальных, имеются еще и вторичные политические признаки. Тем более что за неимением выборов в Перми в территории, где и так не протолкнуться, уже устремились и временно свободные политики, и ведущие политтехнологи. Именно здесь в ближайшие два месяца и развернется битва элит, партий и всевозможных оппозиций с административным ресурсом.

В Кудымкаре, например, отставной мэр города Анатолий Голубков едва только закончил заведомо провальную битву за восстановление в должности, которую потерял по решению местной думы и рекомендации губернатора. А наблюдатели уже предрекают ему ореол мученика за правду и на этом фоне - успех на новых выборах. Но есть ощущение, что тут все будет зависеть от того, кто протянет руку помощи бывшему главе Кудымкара.

По всем признакам, не менее жесткой будет конкуренция в Пермском районе, где предстоит выбрать земское собрание. Если его удастся существенно обновить, позиции действующего главы района Александра Кузнецова окажутся под большим вопросом. Здесь первой возмутительницей спокойствия выступила Галина Костарева, которая заявила о намерении провести в земсобрание достаточное количество своих сторонников. Но, несомненно, будут и другие.

Масса интересного ожидается в Кунгуре, Чайковском – да много где еще. Однако уже сейчас вектор политических амбиций ощутимо перемещается в сторону последствий муниципальной реформы. Не далее как на последней пленарке ЗС Виктор Басаргин дал понять, что краевая власть не прочь взять тайм-аут и отложить публичное обсуждение особенностей реализации муниципальной реформы в Прикамье – как минимум до августа. Но уже на прошлой неделе ему пришлось высказаться более определенно: процесс нужно начинать не с политики, а с перераспределения полномочий между уровнями власти. Если процесс изъятия полномочий окажется достаточно основательным, то, по мысли губернатора, и желающих бороться за власть в территориях поубавится.

Однако не будем забывать, что полномочия – не единственная тема муниципальной реформы. Есть еще новации в сфере муниципального управления. Законодатель оставил конкретные схемы управления на усмотрение субъектов Федерации. И в ближайшие месяцы Заксобранию края предстоит решить, войдут ли в список политических реалий прямые выборы глав местного самоуправления, в том числе и в Перми, или останутся мечтой для электората и вечной темой тусовок оппозиции.

Предполагалось, что за время парламентских каникул краевые власти проведут определенную внутреннюю работу, сформулируют и собственные намерения, и ту их часть, которая подлежит экспликации. Однако все получилось иначе.

Сначала депутат ЗС Бурнашов поторопился первым внести законопроект о порядке избрания представительных органов и глав муниципальных образований в Пермском крае. Смысл предложения – выборы на основе всеобщего и прямого избирательного права.

А затем спешно бросились на еще закрытую амбразуру и правозащитники. И выразили в открытом письме губернатору и главе Перми беспокойство: власть что-то там обсуждает внутри себя, а народ в полном неведении.

Собственно, так оно всегда и было. Да и в требовании активистов немедля привлечь всех заинтересованных к обсуждению модели местного самоуправления тоже ничего нового нет. Более того, вполне очевидно, что из всего этого произойдет. С минуты на минуту начнутся круглые столы, интернет-голосования и социологические опросы. И определенный эффект самопиара от всей этой суматохи, конечно, будет.

Ну а сам ключевой вопрос – будет ли глава Перми избираться напрямую жителями или из состава гордумы – решится совсем на другом уровне. Все зависит от баланса сил и политического расклада. А он в Перми имеет свойство меняться чуть не ежедневно.
Ольга Борзун © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике

Еще новости >>>