«Кто-то посоветует Басаргину не пускать Демченко? У меня аллергия на него начнется!» Сколько нужно провалов, чтобы терпение губернатора закончилось?
Карьера прикамского вице-премьера висит на волоске
05.06.2013
За последнее время на счету вице-премьера Олега Демченко, одного из «варягов» Виктора Басаргина, накопилось немало служебных неудач. Причем чиновник умудряется «заваливать» нужные лично губернатору начинания. Среди них взаимоотношения с «Газпромом», а также выгодные для «Реновы» проекты – новый аэропорт, застройка элитного квартала № 179. Шаткое положение Демченко усугубляет то, что за время своей работы в Пермском крае он умудрился настроить против себя всю политическую элиту. В парламенте его избегают уже открыто, указывая на его излишнюю напористость и неумение вести диалог. А фактически безграничная власть вице-премьера в кабмине стала причиной аппаратных войн. Однако не исключено, что эти междоусобицы выгодны самому Басаргину.
Среди привезенных губернатором Прикамья с собой в край «варягов» наибольшим влиянием пользуются двое: Сергей Юрпалов и Олег Демченко. Первый занял скромный пост замруководителя администрации, откуда «серым кардиналом» бдит за политикой во вверенном шефу регионе. Кстати, по слухам, несколько последних удачных аппаратных схем Виктора Басаргина придуманы именно г-ном Юрпаловым. Второй же стал вице-премьером правительства, да таким, что по мощи и полномочиям практически затмевает своего непосредственного начальника Геннадия Тушнолобова. Ему губернатор доверил кураторство не только самых важных блоков в правительстве, но и главные свои проекты: аэропорт, 179-й квартал, отношения с «Газпромом». Но у г-на Демченко, напротив, сплошные неудачи, которым, естественно, аплодируют «пермяки». Сколько еще продержится вице-премьер, точнее, сколько его продержит Виктор Басаргин?
Сотрудничество Виктора Басаргина и Олега Демченко, судя по открытым источникам, началось в 2006 году, когда возникла идея мегакорпорации «Урал промышленный – Урал полярный». Виктор Басаргин тогда работал в полпредстве УрФО, Олег Демченко – вице-губернатором ЯНАО. Вместе они работали над одним грандиозным проектом – «Урал промышленный – Урал полярный»: будущий прикамский губернатор был одним из идеологов корпорации, Демченко стал ее гендиректором. «УП-УП» должен был сделать то же, что и пермский «Белкомур»: связать транспортные потоки Урала и северного побережья России. В частности, должны были спроектировать и построить железнодорожный Северный широтный ход, затем железную дорогу, а также автодорогу Тюмень – Агириш – Салехард. После смерти уральского полпреда Петра Латышева проект отложили. В это же время Виктор Басаргин получил повышение до главы Минрегионразвития РФ, а Олег Демченко ушел в отставку и перебрался в Москву, в Высшую школу экономики, где и пребывал в синекурной должности до приглашения в Пермский край.
Уже в должности губернатора Басаргин дал Демченко всё. Во всяком случае, по административно-финансовым меркам. В настоящее время он вице-премьер, отвечающий за природопользование и инфраструктуру. В его зоне полномочий департамент инфраструктуры, краевое министерство природных ресурсов, министерство энергетики и ЖКХ, а также минтранс, минстрой и еще несколько мелких управлений и комиссий. Стройки, дороги, полезные ископаемые, энергетика, лес – все эти сферы экономики региона подконтрольны Олегу Демченко. Плюс безграничное доверие губернатора и круглосуточный к нему доступ.
Что касается Геннадия Тушнолобова, то он фактически полупремьер. При этом контроль за большей частью финансовых потоков находится у Демченко, а ответственность – у Тушнолобова. Можно представить себе, какие в такой ситуации у чиновников взаимоотношения. Но у вице-премьера возникла только одна проблема: он заваливает главные поручения губернатора одно за другим.
Кручу, верчу, аэропорт отдать хочу…
В мае крайне неблагополучно для Олега Демченко продолжила развиваться ситуация с отбором инвестора для строительства нового пермского аэропорта. Напомним, конкурс состоялся еще в конце февраля. Его победителем стало ОАО «Кольцово-Инвест» (входит в группу «Ренова» Виктора Вексельберга). Именно этого участника изо всех сил поддерживают власти региона, несмотря на то, что это вызывает самые большие вопросы. Дело в том, что в случае принятия условий «Реновы» аэропорт фактически будет приватизирован без конкурсных процедур и прямых поступлений в бюджет, ведь инвестиции компании пойдут через выкуп допэмиссий акций ОАО «Международный аэропорт Пермь».
26 апреля в адрес губернатора Пермского края Виктора Басаргина было направлено письмо руководителя ФАС России Игоря Артемьева с рекомендацией выставить аэропорт на торги во избежание нарушения закона о приватизации. Краевые власти и лично г-н Демченко письмо никак не прокомментировали, зато 13 мая вице-премьер объявил, что меморандум между Прикамьем и «Кольцово-Инвест» по счастливой случайности подписан 25 апреля – за день до письма Артемьева! Еще через неделю вице-премьер заявил, что меморандум требует дополнительной корректировки: мол, согласительные процедуры пройдут в течение 10 дней, после чего будет готов окончательный вариант документа, в том числе и дорожной карты по развитию аэропорта. Интересно, что при этом глава правительства Геннадий Тушнолобов заявил, что никто никакого меморандума не подписывал вовсе. Не видело его и прикамское управление ФАС.
– Нет такой процедуры «меморандум», и я вообще не понимаю, что происходит. С тем же успехом мы с вами вдвоем можем сейчас объявить конкурс на реконструкцию эспланады, а администрация Перми потом результаты этого конкурса подпишет. Краевое правительство может подписать этот меморандум, но только в том случае, если он не влечет за собой передачу прав собственности на имущество или акции. В противном случае ФАС будет обжаловать его в суд, – еще раз подтвердил позицию антимонопольщиков и.о. руководителя УФАС Пермского края Антон Удальев.
В каком виде сейчас находится ключевой для будущего пермского аэропорта документ и подписан ли он – неизвестно.
Вокзалы, кварталы…
Еще хуже, чем с аэропортом, обстоит дело с «золотым кварталом» Перми за номером 179. Его также планируют отдать под застройку «Ренове», и опять же главный куратор – Олег Демченко. Прямо накануне праздников, 30 апреля, УФАС по Пермскому краю отменило все действия по расторговке и конкурсам по застройке данной территории.
Фактически незаконными признали все действия, которые проводились краевой властью по этому кварталу последние три года. Справедливости ради стоит отметить, что схема, при которой всеми полномочиями по управлению землей наделили коммерческое юрлицо, была утверждена еще экс-губернатором Олегом Чиркуновым. Но команда нового губернатора схему не поменяла. Теперь проект завис, и судьба его, видимо, будет решаться в судах.
Правда, чуть более ясной стала судьба вокзала Пермь-2. РЖД уже зарегистрировали дочернюю структуру, которая займется проектированием нового комплекса. Теперь дело за регионом. Власти Пермского края должны внести 150 миллионов рублей. Но в апреле депутаты «завалили» эту строку затрат в числе других. В мае уже лично губернатор продавил её на пленарке в первом чтении. Теперь г-ну Демченко снова предстоит её защищать.
Но отношения вице-премьера с депутатами иначе как враждебными не назовешь. «Кто-то уже посоветует Басаргину не пускать Демченко на комитеты? У меня скоро аллергия на него начнется! Даже если вдруг Олег Васильевич предложит что-то дельное, то при такой подаче информации его просто не воспримут», – громко высказывался один из депутатов. Другой же, Александр Телепнев, и вовсе жестко высказался в адрес чиновника: «Я понимаю, что у нас здесь заседание бюджетного комитета, но разговоры на «ты» с какими-то нецензурными выражениями недопустимы».
При этом скандальный теперь законопроект о льготе газовикам – это тоже зона ответственности Демченко. И проект в краевом парламенте не просто завален – он завален с огромным скандалом. И вот здесь отметим интересную деталь: глава администрации Дмитрий Самойлов и глава правительства Геннадий Тушнолобов от Демченко дистанцируются. Во второй день пленарки, когда должен был голосоваться вопрос о льготе, ни тот, ни другой на заседание не пришли. После скандала Дмитрий Самойлов и вовсе сказал, что это внутреннее дело депутатов, а не администрации. А премьер в публичных выступлениях старательно избегает «демченковских» вопросов. Мол, у меня бюджет, кунгурский роддом и фестиваль «Белые ночи», а это не мои вопросы. Конечно, прямые распоряжения Виктора Басаргина его подчиненные выполняют, но аппаратная война с Олегом Демченко идет вовсю. Помощь ему не оказывают, а подножки ставят по возможности.
Фактически чиновника от громкой отставки спасает только Виктор Басаргин, которому, кстати, соперничество подчиненных, возможно, и на руку.
Другое дело, сколько провалов понадобится, чтобы терпение Виктора Басаргина закончилось? Примерно год назад у Олега Демченко был инсульт. От приступа вице-премьер быстро оправился, но повод для красивого ухода есть железный.
Среди привезенных губернатором Прикамья с собой в край «варягов» наибольшим влиянием пользуются двое: Сергей Юрпалов и Олег Демченко. Первый занял скромный пост замруководителя администрации, откуда «серым кардиналом» бдит за политикой во вверенном шефу регионе. Кстати, по слухам, несколько последних удачных аппаратных схем Виктора Басаргина придуманы именно г-ном Юрпаловым. Второй же стал вице-премьером правительства, да таким, что по мощи и полномочиям практически затмевает своего непосредственного начальника Геннадия Тушнолобова. Ему губернатор доверил кураторство не только самых важных блоков в правительстве, но и главные свои проекты: аэропорт, 179-й квартал, отношения с «Газпромом». Но у г-на Демченко, напротив, сплошные неудачи, которым, естественно, аплодируют «пермяки». Сколько еще продержится вице-премьер, точнее, сколько его продержит Виктор Басаргин?
Сотрудничество Виктора Басаргина и Олега Демченко, судя по открытым источникам, началось в 2006 году, когда возникла идея мегакорпорации «Урал промышленный – Урал полярный». Виктор Басаргин тогда работал в полпредстве УрФО, Олег Демченко – вице-губернатором ЯНАО. Вместе они работали над одним грандиозным проектом – «Урал промышленный – Урал полярный»: будущий прикамский губернатор был одним из идеологов корпорации, Демченко стал ее гендиректором. «УП-УП» должен был сделать то же, что и пермский «Белкомур»: связать транспортные потоки Урала и северного побережья России. В частности, должны были спроектировать и построить железнодорожный Северный широтный ход, затем железную дорогу, а также автодорогу Тюмень – Агириш – Салехард. После смерти уральского полпреда Петра Латышева проект отложили. В это же время Виктор Басаргин получил повышение до главы Минрегионразвития РФ, а Олег Демченко ушел в отставку и перебрался в Москву, в Высшую школу экономики, где и пребывал в синекурной должности до приглашения в Пермский край.
Уже в должности губернатора Басаргин дал Демченко всё. Во всяком случае, по административно-финансовым меркам. В настоящее время он вице-премьер, отвечающий за природопользование и инфраструктуру. В его зоне полномочий департамент инфраструктуры, краевое министерство природных ресурсов, министерство энергетики и ЖКХ, а также минтранс, минстрой и еще несколько мелких управлений и комиссий. Стройки, дороги, полезные ископаемые, энергетика, лес – все эти сферы экономики региона подконтрольны Олегу Демченко. Плюс безграничное доверие губернатора и круглосуточный к нему доступ.
Что касается Геннадия Тушнолобова, то он фактически полупремьер. При этом контроль за большей частью финансовых потоков находится у Демченко, а ответственность – у Тушнолобова. Можно представить себе, какие в такой ситуации у чиновников взаимоотношения. Но у вице-премьера возникла только одна проблема: он заваливает главные поручения губернатора одно за другим.
Кручу, верчу, аэропорт отдать хочу…
В мае крайне неблагополучно для Олега Демченко продолжила развиваться ситуация с отбором инвестора для строительства нового пермского аэропорта. Напомним, конкурс состоялся еще в конце февраля. Его победителем стало ОАО «Кольцово-Инвест» (входит в группу «Ренова» Виктора Вексельберга). Именно этого участника изо всех сил поддерживают власти региона, несмотря на то, что это вызывает самые большие вопросы. Дело в том, что в случае принятия условий «Реновы» аэропорт фактически будет приватизирован без конкурсных процедур и прямых поступлений в бюджет, ведь инвестиции компании пойдут через выкуп допэмиссий акций ОАО «Международный аэропорт Пермь».
26 апреля в адрес губернатора Пермского края Виктора Басаргина было направлено письмо руководителя ФАС России Игоря Артемьева с рекомендацией выставить аэропорт на торги во избежание нарушения закона о приватизации. Краевые власти и лично г-н Демченко письмо никак не прокомментировали, зато 13 мая вице-премьер объявил, что меморандум между Прикамьем и «Кольцово-Инвест» по счастливой случайности подписан 25 апреля – за день до письма Артемьева! Еще через неделю вице-премьер заявил, что меморандум требует дополнительной корректировки: мол, согласительные процедуры пройдут в течение 10 дней, после чего будет готов окончательный вариант документа, в том числе и дорожной карты по развитию аэропорта. Интересно, что при этом глава правительства Геннадий Тушнолобов заявил, что никто никакого меморандума не подписывал вовсе. Не видело его и прикамское управление ФАС.
– Нет такой процедуры «меморандум», и я вообще не понимаю, что происходит. С тем же успехом мы с вами вдвоем можем сейчас объявить конкурс на реконструкцию эспланады, а администрация Перми потом результаты этого конкурса подпишет. Краевое правительство может подписать этот меморандум, но только в том случае, если он не влечет за собой передачу прав собственности на имущество или акции. В противном случае ФАС будет обжаловать его в суд, – еще раз подтвердил позицию антимонопольщиков и.о. руководителя УФАС Пермского края Антон Удальев.
В каком виде сейчас находится ключевой для будущего пермского аэропорта документ и подписан ли он – неизвестно.
Вокзалы, кварталы…
Еще хуже, чем с аэропортом, обстоит дело с «золотым кварталом» Перми за номером 179. Его также планируют отдать под застройку «Ренове», и опять же главный куратор – Олег Демченко. Прямо накануне праздников, 30 апреля, УФАС по Пермскому краю отменило все действия по расторговке и конкурсам по застройке данной территории.
Фактически незаконными признали все действия, которые проводились краевой властью по этому кварталу последние три года. Справедливости ради стоит отметить, что схема, при которой всеми полномочиями по управлению землей наделили коммерческое юрлицо, была утверждена еще экс-губернатором Олегом Чиркуновым. Но команда нового губернатора схему не поменяла. Теперь проект завис, и судьба его, видимо, будет решаться в судах.
Правда, чуть более ясной стала судьба вокзала Пермь-2. РЖД уже зарегистрировали дочернюю структуру, которая займется проектированием нового комплекса. Теперь дело за регионом. Власти Пермского края должны внести 150 миллионов рублей. Но в апреле депутаты «завалили» эту строку затрат в числе других. В мае уже лично губернатор продавил её на пленарке в первом чтении. Теперь г-ну Демченко снова предстоит её защищать.
Но отношения вице-премьера с депутатами иначе как враждебными не назовешь. «Кто-то уже посоветует Басаргину не пускать Демченко на комитеты? У меня скоро аллергия на него начнется! Даже если вдруг Олег Васильевич предложит что-то дельное, то при такой подаче информации его просто не воспримут», – громко высказывался один из депутатов. Другой же, Александр Телепнев, и вовсе жестко высказался в адрес чиновника: «Я понимаю, что у нас здесь заседание бюджетного комитета, но разговоры на «ты» с какими-то нецензурными выражениями недопустимы».
При этом скандальный теперь законопроект о льготе газовикам – это тоже зона ответственности Демченко. И проект в краевом парламенте не просто завален – он завален с огромным скандалом. И вот здесь отметим интересную деталь: глава администрации Дмитрий Самойлов и глава правительства Геннадий Тушнолобов от Демченко дистанцируются. Во второй день пленарки, когда должен был голосоваться вопрос о льготе, ни тот, ни другой на заседание не пришли. После скандала Дмитрий Самойлов и вовсе сказал, что это внутреннее дело депутатов, а не администрации. А премьер в публичных выступлениях старательно избегает «демченковских» вопросов. Мол, у меня бюджет, кунгурский роддом и фестиваль «Белые ночи», а это не мои вопросы. Конечно, прямые распоряжения Виктора Басаргина его подчиненные выполняют, но аппаратная война с Олегом Демченко идет вовсю. Помощь ему не оказывают, а подножки ставят по возможности.
Фактически чиновника от громкой отставки спасает только Виктор Басаргин, которому, кстати, соперничество подчиненных, возможно, и на руку.
Другое дело, сколько провалов понадобится, чтобы терпение Виктора Басаргина закончилось? Примерно год назад у Олега Демченко был инсульт. От приступа вице-премьер быстро оправился, но повод для красивого ухода есть железный.
Вадим Франц © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
По мотивам сказок коренных малочисленных народов Урала нарисовали комиксы
Пятница, 22 ноября, 15.08
На Химмаше сняли кота с опоры электропередачи
Пятница, 22 ноября, 14.08
Протесты против Сысертского мусорного полигона продолжились на Октябрьской площади в Екатеринбурге
Пятница, 22 ноября, 13.15