Большое Савино превратился в плацдарм противостояния Вексельберга и Дерипаски?
Результаты инвестиционного конкурса снова ставят под удар проект нового аэропорта Перми
04.04.2013
Не начавшееся еще проектирование нового пермского аэропорта уже попало под локальные угрозы. Обиженный на результаты инвестиционного конкурса «Базэл Аэро» мстительно пожаловался в ФАС, уравняв себя с пермской газетой, которая сделала то же самое. Совет директоров «Аэрофлота» отложил создание филиала в Перми, где должны были базироваться «Суперджеты». Ну а представленный на губернаторском градсовете компьютерный эскиз аэровокзала Большого Савино от «Реновы» не вызвал ажиотажа, потому как картинки все рисовать умеют. Однако губернатор Басаргин излучает абсолютную уверенность. О трудностях и перспективах нового пермского аэропорта – в материале «Вечерних Ведомостей».
В тот момент, когда, казалось бы, на пути к долгожданному новому аэропорту в Перми не осталось никаких преград, начало строительства снова оказалось под угрозой срыва. После проведения инвестконкурса имиджевый проект губернатора Виктора Басаргина, похоже, превратился в военный плацдарм двух бизнес-колоссов – Виктора Вексельберга в лице выигравшей конкурс «Реновы» и Олега Дерипаски в лице «Базэл Аэро», проект которого краевые власти забраковали. История показывает, что противостояние этих корпораций существенно влияет на социально-экономическую обстановку регионов, не говоря уже про увеличение инвестрисков территорий, где оно разворачивается. Вот и «Аэрофлот» уже принял решение погодить с организацией филиала в Перми.
Полет интернациональной мысли
Пермский аэропорт – объект из символов пермской «немощи» и её же надежды. Реконструкции он требовал еще лет 15 назад. Однако «мыши плачут, колются, но продолжают есть кактус». Тысячи причин постоянно мешали построить новый комплекс: от Минобороны РФ до дележа окрестных земель. В этом же печальном списке рядом с аэропортом: зоопарк, железнодорожный вокзал, художественная галерея, реконструкция оперного театра. Даже в сытые докризисные годы амбиций власти хватило только на заявления и проекты и не хватило на реализацию. Поэтому начало стройки на любом из этих объектов ждут как некий символ прорыва порочного круга прежней губернаторской власти, когда не делалось ничего, кроме красивых картинок.
На состоявшемся 3 апреля градостроительном совете при губернаторе будущий инвестор пермского аэропорта «Ренова», а точнее её подразделение УК «Аэропорты регионов», представила концепт будущего комплекса. Отметим, это третий за последние годы проект. Первый, принадлежавший югославам из компании «Сивас», был отклонен по причинам, которые неизвестны до сих пор. Скорее всего, дело в вопросе собственности, говорят эксперты.
Пермский аэропорт и сейчас делит полосу с военными летчиками, а до недавнего времени и вовсе находился в федеральной собственности и в списке стратегических объектов как раз из-за совместного использования полосы с Минобороны. Пробить эту стену можно было только поступательно, сначала исключив комплекс из списка стратегических предприятий, а потом передав в краевую собственность. Но лоббистских возможностей команды прежнего губернатора не хватало, и процесс затянулся на годы.
В 2010-м, когда решение вопроса о передаче аэропорта в краевую собственность наконец сдвинулось с мертвой точки, в регионе появился знаменитый архитектор Рикардо Боффил. Он приехал по личному приглашению Олега Чиркунова. За 20 миллионов рублей испанцы сделали проект терминала в форме греческой буквы «дельта». И даже было предложено новое название аэропорта – «Дягилев». Расчетная стоимость работ должна была составить около 2 миллиардов рублей, площадь – 25 тысяч квадратных метров, а пропускная способность – до 3 миллионов пассажиров в год.
Однако летом 2012 года новый уже губернатор Виктор Басаргин заявил об ошибках в испанском проекте, а также о необходимости проведения инвестиционного конкурса. А новый проект должен представить выигравший его девелопер. Злые языки экспертов уже тогда обвинили Басаргина в близких связях со структурами Виктора Вексельберга и ГК «Ренова». Мол, инвестор известен заранее. Насколько эти слова соответствовали правде – неизвестно, но в вопросе победителя они оказались пророческими.
Конкурс преткновения
Сам конкурс по отбору инвесторов переносился дважды, заявки начали принимать уже в феврале этого года. От имени «Реновы» выступило «Кольцово-Инвест». Конкуренцию ему составила компания Олега Дерипаски «Базэл Аэро», техническим кандидатом выступило ОАО «Аэропорт Толмачево» (входит в группу «Новапорт»). И победа «Кольцово-Инвест» в тендере породила очередные препятствия на пути к новому пермскому терминалу. Через несколько дней «Базэл Аэро» выступил с официальным заявлением о претензиях к результатам инвестиционного конкурса.
«Такой подход к финансированию объектов аэропортовой сферы создает негативный прецедент, что может негативно сказаться на инвестиционной привлекательности России в целом и отдельных регионов для квалифицированных российских и иностранных инвесторов, а также наносит репутационный ущерб России», – написано в пресс-релизе компании.
По мнению проигравшей стороны, решение, принятое конкурсной комиссией, является недостаточно проработанным, а процедура отбора «вызывает озабоченность». Также представители компании удивлены тем, что на финальном голосовании по оценке предложений нарушены ключевые параметры организации конкурса.
Фактически это заявление означало, что Дерипаска не отдаст Вексельбергу объект без боя. «Базэл Аэро» обратился в УФАС России. Антимонопольщики же, к удивлению наблюдателей, приступили к проверке результатов конкурса, о чем без шуток объявили 1 апреля. К удивлению, потому, что кроме формальных итогов в этом конкурсе ничего нет. Инвестиционный меморандум с «Реновой» не подписан и не будет подписан в ближайший месяц, никакими обязательствами руководство региона себя не связало.
А 3 апреля появилась еще одна не очень приятная новость. Дело в том, что в начале февраля правительство Пермского края и ОАО «Аэрофлот» договорились о подписании соглашения о сотрудничестве. И авиакомпания эту информацию подтверждала. В Перми предполагается открыть филиал и сделать местный аэропорт базовым для размещения «Суперджетов». Но на очередном заседании совета директоров «Аэрофлота» принято решение отложить реализацию проекта. Виктор Басаргин объяснил перенос «инерцией большой компании», но эксперты напрямую связывают эту историю с «непонятками», касающимися выбора инвестора. Оно и понятно, ведь противостояние двух крупных корпораций серьезно увеличивает инвестиционные риски проекта.
На этом фоне «Ренова» представила губернаторскому градсовету основные параметры и концепт нового аэропорта. Согласно проекту, на первом этапе предполагается строительство нового пассажирского терминала площадью 25 тысяч кв. м с возможностью расширения до 30 тысяч. На первом этапе – до 2015 года – компания планирует инвестировать в Большое Савино 3,7 миллиарда рублей. К этому времени компания планирует построить две одноуровневые стоянки: на 600 машино-мест для пассажиров и на 250 машино-мест для сотрудников аэропорта. Кроме того, в планах компании к этому времени организовать площадку для автобусов общей площадью 1 тысяча кв. м. До 2025 года общий объем инвестиций составит более 8 миллиардов рублей.
– Новый аэропорт будет соответствовать стандарту «С» по классификации Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА), – заявил представитель «Реновы» Алексей Богатырев.
При этом эксперты и лично губернатор отнеслись к проекту ровно и без особого восторга.
– Пока ровное впечатление. Восторга особого нет – рядовой проект, надо смотреть. Мне бы хотелось, чтобы поучаствовали наши местные архитекторы. В Кольцово не совсем сравнимые проекты, – сформулировал впечатления Виктор Басаргин.
Точка принятия решения
Как кажется, ситуация с новым пермским аэропортом находится сейчас в очередной раз в точке неустойчивого равновесия. Победитель конкурса и проект есть, однако инвестиционный меморандум с «Кольцово-Инвест» ещё не подписан. Предварительное согласование продлится еще минимум полтора месяца. Региональные власти планируют заложить жесткие механизмы контроля исполнения обязательств инвестором.
При этом есть обиженный и очень влиятельный конкурент – «Базэл» Олега Дерипаски, который вполне может попытаться процессы затормозить или тем более остановить. Есть также и соперники губернатора в Прикамье, которые только рады вставить палки в колеса. И вполне возможно, что жалоба, написанная одной из пермских газет в ту же ФАС на тот же конкурс, объяснялась отнюдь не жаждой справедливости.
С другой стороны, для Виктора Басаргина это ключевой момент, который он должен выиграть, иначе соперники получат серьезные козыри. Несмотря на все неувязки, сам губернатор смотрит на ситуацию с аэропортом с завидным оптимизмом, демонстрируя полную уверенность в результате: «По срокам сомнений пока нет – к концу 2015 года должны строительство завершить».
В тот момент, когда, казалось бы, на пути к долгожданному новому аэропорту в Перми не осталось никаких преград, начало строительства снова оказалось под угрозой срыва. После проведения инвестконкурса имиджевый проект губернатора Виктора Басаргина, похоже, превратился в военный плацдарм двух бизнес-колоссов – Виктора Вексельберга в лице выигравшей конкурс «Реновы» и Олега Дерипаски в лице «Базэл Аэро», проект которого краевые власти забраковали. История показывает, что противостояние этих корпораций существенно влияет на социально-экономическую обстановку регионов, не говоря уже про увеличение инвестрисков территорий, где оно разворачивается. Вот и «Аэрофлот» уже принял решение погодить с организацией филиала в Перми.
Полет интернациональной мысли
Пермский аэропорт – объект из символов пермской «немощи» и её же надежды. Реконструкции он требовал еще лет 15 назад. Однако «мыши плачут, колются, но продолжают есть кактус». Тысячи причин постоянно мешали построить новый комплекс: от Минобороны РФ до дележа окрестных земель. В этом же печальном списке рядом с аэропортом: зоопарк, железнодорожный вокзал, художественная галерея, реконструкция оперного театра. Даже в сытые докризисные годы амбиций власти хватило только на заявления и проекты и не хватило на реализацию. Поэтому начало стройки на любом из этих объектов ждут как некий символ прорыва порочного круга прежней губернаторской власти, когда не делалось ничего, кроме красивых картинок.
На состоявшемся 3 апреля градостроительном совете при губернаторе будущий инвестор пермского аэропорта «Ренова», а точнее её подразделение УК «Аэропорты регионов», представила концепт будущего комплекса. Отметим, это третий за последние годы проект. Первый, принадлежавший югославам из компании «Сивас», был отклонен по причинам, которые неизвестны до сих пор. Скорее всего, дело в вопросе собственности, говорят эксперты.
Пермский аэропорт и сейчас делит полосу с военными летчиками, а до недавнего времени и вовсе находился в федеральной собственности и в списке стратегических объектов как раз из-за совместного использования полосы с Минобороны. Пробить эту стену можно было только поступательно, сначала исключив комплекс из списка стратегических предприятий, а потом передав в краевую собственность. Но лоббистских возможностей команды прежнего губернатора не хватало, и процесс затянулся на годы.
В 2010-м, когда решение вопроса о передаче аэропорта в краевую собственность наконец сдвинулось с мертвой точки, в регионе появился знаменитый архитектор Рикардо Боффил. Он приехал по личному приглашению Олега Чиркунова. За 20 миллионов рублей испанцы сделали проект терминала в форме греческой буквы «дельта». И даже было предложено новое название аэропорта – «Дягилев». Расчетная стоимость работ должна была составить около 2 миллиардов рублей, площадь – 25 тысяч квадратных метров, а пропускная способность – до 3 миллионов пассажиров в год.
Однако летом 2012 года новый уже губернатор Виктор Басаргин заявил об ошибках в испанском проекте, а также о необходимости проведения инвестиционного конкурса. А новый проект должен представить выигравший его девелопер. Злые языки экспертов уже тогда обвинили Басаргина в близких связях со структурами Виктора Вексельберга и ГК «Ренова». Мол, инвестор известен заранее. Насколько эти слова соответствовали правде – неизвестно, но в вопросе победителя они оказались пророческими.
Конкурс преткновения
Сам конкурс по отбору инвесторов переносился дважды, заявки начали принимать уже в феврале этого года. От имени «Реновы» выступило «Кольцово-Инвест». Конкуренцию ему составила компания Олега Дерипаски «Базэл Аэро», техническим кандидатом выступило ОАО «Аэропорт Толмачево» (входит в группу «Новапорт»). И победа «Кольцово-Инвест» в тендере породила очередные препятствия на пути к новому пермскому терминалу. Через несколько дней «Базэл Аэро» выступил с официальным заявлением о претензиях к результатам инвестиционного конкурса.
«Такой подход к финансированию объектов аэропортовой сферы создает негативный прецедент, что может негативно сказаться на инвестиционной привлекательности России в целом и отдельных регионов для квалифицированных российских и иностранных инвесторов, а также наносит репутационный ущерб России», – написано в пресс-релизе компании.
По мнению проигравшей стороны, решение, принятое конкурсной комиссией, является недостаточно проработанным, а процедура отбора «вызывает озабоченность». Также представители компании удивлены тем, что на финальном голосовании по оценке предложений нарушены ключевые параметры организации конкурса.
Фактически это заявление означало, что Дерипаска не отдаст Вексельбергу объект без боя. «Базэл Аэро» обратился в УФАС России. Антимонопольщики же, к удивлению наблюдателей, приступили к проверке результатов конкурса, о чем без шуток объявили 1 апреля. К удивлению, потому, что кроме формальных итогов в этом конкурсе ничего нет. Инвестиционный меморандум с «Реновой» не подписан и не будет подписан в ближайший месяц, никакими обязательствами руководство региона себя не связало.
А 3 апреля появилась еще одна не очень приятная новость. Дело в том, что в начале февраля правительство Пермского края и ОАО «Аэрофлот» договорились о подписании соглашения о сотрудничестве. И авиакомпания эту информацию подтверждала. В Перми предполагается открыть филиал и сделать местный аэропорт базовым для размещения «Суперджетов». Но на очередном заседании совета директоров «Аэрофлота» принято решение отложить реализацию проекта. Виктор Басаргин объяснил перенос «инерцией большой компании», но эксперты напрямую связывают эту историю с «непонятками», касающимися выбора инвестора. Оно и понятно, ведь противостояние двух крупных корпораций серьезно увеличивает инвестиционные риски проекта.
На этом фоне «Ренова» представила губернаторскому градсовету основные параметры и концепт нового аэропорта. Согласно проекту, на первом этапе предполагается строительство нового пассажирского терминала площадью 25 тысяч кв. м с возможностью расширения до 30 тысяч. На первом этапе – до 2015 года – компания планирует инвестировать в Большое Савино 3,7 миллиарда рублей. К этому времени компания планирует построить две одноуровневые стоянки: на 600 машино-мест для пассажиров и на 250 машино-мест для сотрудников аэропорта. Кроме того, в планах компании к этому времени организовать площадку для автобусов общей площадью 1 тысяча кв. м. До 2025 года общий объем инвестиций составит более 8 миллиардов рублей.
– Новый аэропорт будет соответствовать стандарту «С» по классификации Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА), – заявил представитель «Реновы» Алексей Богатырев.
При этом эксперты и лично губернатор отнеслись к проекту ровно и без особого восторга.
– Пока ровное впечатление. Восторга особого нет – рядовой проект, надо смотреть. Мне бы хотелось, чтобы поучаствовали наши местные архитекторы. В Кольцово не совсем сравнимые проекты, – сформулировал впечатления Виктор Басаргин.
Точка принятия решения
Как кажется, ситуация с новым пермским аэропортом находится сейчас в очередной раз в точке неустойчивого равновесия. Победитель конкурса и проект есть, однако инвестиционный меморандум с «Кольцово-Инвест» ещё не подписан. Предварительное согласование продлится еще минимум полтора месяца. Региональные власти планируют заложить жесткие механизмы контроля исполнения обязательств инвестором.
При этом есть обиженный и очень влиятельный конкурент – «Базэл» Олега Дерипаски, который вполне может попытаться процессы затормозить или тем более остановить. Есть также и соперники губернатора в Прикамье, которые только рады вставить палки в колеса. И вполне возможно, что жалоба, написанная одной из пермских газет в ту же ФАС на тот же конкурс, объяснялась отнюдь не жаждой справедливости.
С другой стороны, для Виктора Басаргина это ключевой момент, который он должен выиграть, иначе соперники получат серьезные козыри. Несмотря на все неувязки, сам губернатор смотрит на ситуацию с аэропортом с завидным оптимизмом, демонстрируя полную уверенность в результате: «По срокам сомнений пока нет – к концу 2015 года должны строительство завершить».
Вадим Франц © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
Под Екатеринбургом открыли памятник следователю, который вел дело об убийстве семьи Романовых
Воскресенье, 24 ноября, 19.29
В Екатеринбурге появился мамонтёнок, плывущий на льдине в поисках мамы
Воскресенье, 24 ноября, 18.51
В Екатеринбурге предъявлено обвинение в убийстве возле дома на улице Тверитина
Воскресенье, 24 ноября, 18.05