Алексей Сердюков: Преступления XXI века стали сложнее, но раскрываем и их
В практике следственного управления СК России по Пермскому краю растет доля расследований преступной деятельности в сети Интернет
20.06.2019
Первое из серии изнасилований на территории Индустриального района Перми произошло в 2011 году. Жертвой стала 16-летняя девочка. Раскрыть преступление по горячим следам, как и несколько последующих, не удалось. То, что речь идет о серийном насильнике, выяснилось значительно позже. Только в 2018 году после очередного нападения на женщину благодаря хорошо организованной работе отдела криминалистики, следственных подразделений органов внутренних дел удалось раскрыть серию и задержать преступника.
Первый заместитель руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю полковник юстиции Алексей Владимирович Сердюков приступил к исполнению обязанностей в январе 2018 года. Долгое время работал в Центральном аппарате Следственного комитета РФ, занимался расследованием тяжких и особо тяжких преступлений, как правило, террористического характера, расследовал преступления в отношении несовершеннолетних. В следственном управлении курирует организацию процессуального контроля, в том числе расследование преступлений в отношении несовершеннолетних.
- Преступления прошлых лет будут всегда, - говорит Алексей Сердюков. – Всегда какая-то часть преступлений остается нераскрытой, иногда годами. Сейчас у нас больше возможностей работать с такими делами. На федеральном уровне сформированы базы по дактилоскопии, формируется и база по генетике. За счет них, как правило, и раскрываются преступления прошлых лет. Мы направляем коллегам для сравнения отпечатки, принадлежность которых не была в свое время установлена, и выясняется, что они уже появились в федеральной базе. Нам сообщают о совпадении, и мы находим преступников. Так, по серии изнасилований в Индустриальном районе сработали биологические следы. Нашлись совпадения по разным эпизодам, уголовные дела были соединены. Приговор суда уже состоялся – 8 лет лишения свободы.
Еще один путь раскрытия преступлений прошлых лет - личное признание преступника, который, как правило, уже отбывает наказание по другим делам. Этапируем, проводим следственные действия. В этом случае потенциального подозреваемого проверяем с особой тщательностью и при наличии объективных оснований предъявляем обвинение, а по завершении расследования направляем дело в суд.
Что касается раскрываемости преступлений прошлых лет, работу можно признать удовлетворительной, все оперативные сотрудники ориентированы на ежегодное улучшение результатов.
Сейчас основная ответственность за раскрытие преступлений прошлых лет в следственном управлении лежит на отделе криминалистики, который постоянно мониторит ситуацию, занимается ревизией вещественных доказательств, курирует работу аналитических групп. Это направление председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Иванович Бастрыкин обозначил как приоритетное. В Центральном аппарате создан специальный отдел, аналогичные подразделения создаются на уровне округов, у нас создано отделение, которое входит в краевое следственное управление.
- Алексей Владимирович, преступления в отношении несовершеннолетних остаются под пристальным вниманием следственного управления?
- Не только управления. Дела этой категории находятся на постоянном контроле в Центральном аппарате Следственного комитета, отслеживаются на всех этапах вплоть до решения суда.
Сейчас получили распространение преступления в отношении несовершеннолетних, совершаемые с использованием сети Интернет. Это сложные уголовные дела: потерпевшие могут находиться в Пермском крае, а преступники – за его пределами. Подобные преступления выявляются нами с помощью технических мероприятий, которые проводит специализированное подразделение полиции, расследуем и направляем дела в суд. Если преступление совершено в другом субъекте РФ – устанавливаем преступника, собираем доказательства и передаем материалы по подследственности.
Также достаточно часто мы сталкиваемся с преступлениями, связанными с действиями родителей в отношении детей. К таким делам внимание особое, они в 100% случаев сопровождаются арестами. Кроме того, в ходе расследования даем оценку деятельности органов опеки и попечительства, контролирующих органов, выясняем, каким образом они отслеживали судьбу семьи, почему не реагировали на ситуацию. Нередко уголовные дела в таких случаях возбуждаются и в отношении должностных лиц органов опеки.
На этом направлении тесно взаимодействуем с прокуратурой, работаем в межведомственных комиссиях.
На постоянном контроле и случаи, когда несовершеннолетние убегают из дома, из интерната. За последнее время участились случаи ухода детей из-за конфликта с родителями – подросток обиделся, ушел к друзьям или родственникам, телефон выключил… Все случаи безвестного отсутствия несовершеннолетних в обязательном порядке ставятся на контроль руководителем управления, отдел дежурных следователей отслеживает ситуацию совместно с отделом криминалистики. Даже если подросток отсутствует менее суток, но ранее не уходил, есть основания считать, что в отношении него могло быть совершено преступление, – сразу возбуждаем уголовное дело по статье «убийство», создаем поисковую группу, работают криминалисты, привлекаем полицию, МЧС, волонтёров, представителей администраций, помогают и неравнодушные граждане.
- Доля преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних остается высокой?
- В Пермском крае таких преступлений немало, иногда они носят латентный характер. А это затрудняет расследование. Часто о том, что с ними произошло, дети не сообщают даже родителям. А если преступление совершает родитель – потерпевший иногда рассказывает об этом спустя годы. Или ребенок сбежал из семьи, оказался в интернате и там рассказал, что в отношении него совершено преступление, – время уже прошло, биологические следы, если они были, утрачены. Тем не менее, работаем, доводим такие дела до суда.
Раскрываемость по этому виду преступлений против детей - 100-процентная.
- Насколько сложно расследуются сексуальные преступления, совершаемые через сеть Интернет?
- Сложность таких дел в том, что местом совершения преступления является место выхода компьютера в сеть. И это может быть любое место на территории РФ или за ее пределами. А потерпевший, к примеру, проживает у нас в Пермском крае.
По делу, которое я расследовал, работая в Центральном аппарате, преступник представлялся в сети 11-летней девочкой, использовал соответствующую фотографию ребенка. В качестве «девочки» он знакомился с детьми того же возраста – 10 лет и меньше, как правило, до 12 лет, вызывал интерес к определенным темам. Используя убеждение, а потом и угрозы, получал от детей фотографии интимного содержания, заставлял их делать видеозаписи, присылал инструкции, как это делать. И запугивал тем, что распространит в сети уже полученные фото и видео, используя контакты ребенка из сети. У детей этого возраста всегда много друзей. При этом у самого преступника список контактов был пуст.
Число потерпевших в этом случае исчислялось сотнями, и жили они в разных регионах. Когда преступника задержали, выяснилось, что это вполне социально адаптированный человек, у него семья, ребенок. По первому приговору он уже получил около 15 лет лишения свободы, и расследование его преступлений продолжается. Суды к таким преступлениям подходят строго.
Когда по этому делу находили потерпевших, приглашали родителей на допрос – они очень негативно реагировали, не могли поверить, что их ребенок стал жертвой такого насилия. А когда им предъявляли переписку с фотографиями – осознавали, что произошло. Хотелось бы еще раз напомнить родителям, насколько важно отслеживать активность ребенка в сети.
Кстати, раскрыто это дело было специфично. Преступник решил наказать девочку за отказ выполнять его требования и разослал ее фото одноклассницам. Те сообщили родителям, родители пришли в школу, классный руководитель пригласила родителей потерпевшей, а они обратились в полицию, подключился Следственный комитет – вот по такой цепочке.
Многое зависит от личности преступника. Грамотный айтишник, например, может так запутать следы, что найти их трудно. Кстати, преступника, о котором мы говорили, благодаря грамотным следственным действиям и оперативным мероприятиям задержали с поличным, так и удалось раскрыть преступление.
- В Перми тоже есть такие случаи?
- Да. И приговоры тоже есть. Одного такого сетевого педофила задержали после сообщения потерпевшего ребенка. А потом в телефоне преступника обнаружили еще массу контактов. Сейчас полностью отрабатываем всю сеть.
В другом случае на преступника вышли после того, как он распространил порнографические материалы. И выяснилось, что в телефоне и ноутбуке у него имеются контакты детей, начиная с 2009 года. Есть дело, в котором преступник приглашал детей к себе домой под разными предлогами, фотографировал их. Тут тоже выявили один эпизод и начали распутывать. Вот такие они, дела XXI века.
Ольга БОРЗУН
Первый заместитель руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю полковник юстиции Алексей Владимирович Сердюков приступил к исполнению обязанностей в январе 2018 года. Долгое время работал в Центральном аппарате Следственного комитета РФ, занимался расследованием тяжких и особо тяжких преступлений, как правило, террористического характера, расследовал преступления в отношении несовершеннолетних. В следственном управлении курирует организацию процессуального контроля, в том числе расследование преступлений в отношении несовершеннолетних.
- Преступления прошлых лет будут всегда, - говорит Алексей Сердюков. – Всегда какая-то часть преступлений остается нераскрытой, иногда годами. Сейчас у нас больше возможностей работать с такими делами. На федеральном уровне сформированы базы по дактилоскопии, формируется и база по генетике. За счет них, как правило, и раскрываются преступления прошлых лет. Мы направляем коллегам для сравнения отпечатки, принадлежность которых не была в свое время установлена, и выясняется, что они уже появились в федеральной базе. Нам сообщают о совпадении, и мы находим преступников. Так, по серии изнасилований в Индустриальном районе сработали биологические следы. Нашлись совпадения по разным эпизодам, уголовные дела были соединены. Приговор суда уже состоялся – 8 лет лишения свободы.
Еще один путь раскрытия преступлений прошлых лет - личное признание преступника, который, как правило, уже отбывает наказание по другим делам. Этапируем, проводим следственные действия. В этом случае потенциального подозреваемого проверяем с особой тщательностью и при наличии объективных оснований предъявляем обвинение, а по завершении расследования направляем дело в суд.
Что касается раскрываемости преступлений прошлых лет, работу можно признать удовлетворительной, все оперативные сотрудники ориентированы на ежегодное улучшение результатов.
Сейчас основная ответственность за раскрытие преступлений прошлых лет в следственном управлении лежит на отделе криминалистики, который постоянно мониторит ситуацию, занимается ревизией вещественных доказательств, курирует работу аналитических групп. Это направление председатель Следственного комитета Российской Федерации Александр Иванович Бастрыкин обозначил как приоритетное. В Центральном аппарате создан специальный отдел, аналогичные подразделения создаются на уровне округов, у нас создано отделение, которое входит в краевое следственное управление.
- Алексей Владимирович, преступления в отношении несовершеннолетних остаются под пристальным вниманием следственного управления?
- Не только управления. Дела этой категории находятся на постоянном контроле в Центральном аппарате Следственного комитета, отслеживаются на всех этапах вплоть до решения суда.
Сейчас получили распространение преступления в отношении несовершеннолетних, совершаемые с использованием сети Интернет. Это сложные уголовные дела: потерпевшие могут находиться в Пермском крае, а преступники – за его пределами. Подобные преступления выявляются нами с помощью технических мероприятий, которые проводит специализированное подразделение полиции, расследуем и направляем дела в суд. Если преступление совершено в другом субъекте РФ – устанавливаем преступника, собираем доказательства и передаем материалы по подследственности.
Также достаточно часто мы сталкиваемся с преступлениями, связанными с действиями родителей в отношении детей. К таким делам внимание особое, они в 100% случаев сопровождаются арестами. Кроме того, в ходе расследования даем оценку деятельности органов опеки и попечительства, контролирующих органов, выясняем, каким образом они отслеживали судьбу семьи, почему не реагировали на ситуацию. Нередко уголовные дела в таких случаях возбуждаются и в отношении должностных лиц органов опеки.
На этом направлении тесно взаимодействуем с прокуратурой, работаем в межведомственных комиссиях.
На постоянном контроле и случаи, когда несовершеннолетние убегают из дома, из интерната. За последнее время участились случаи ухода детей из-за конфликта с родителями – подросток обиделся, ушел к друзьям или родственникам, телефон выключил… Все случаи безвестного отсутствия несовершеннолетних в обязательном порядке ставятся на контроль руководителем управления, отдел дежурных следователей отслеживает ситуацию совместно с отделом криминалистики. Даже если подросток отсутствует менее суток, но ранее не уходил, есть основания считать, что в отношении него могло быть совершено преступление, – сразу возбуждаем уголовное дело по статье «убийство», создаем поисковую группу, работают криминалисты, привлекаем полицию, МЧС, волонтёров, представителей администраций, помогают и неравнодушные граждане.
- Доля преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних остается высокой?
- В Пермском крае таких преступлений немало, иногда они носят латентный характер. А это затрудняет расследование. Часто о том, что с ними произошло, дети не сообщают даже родителям. А если преступление совершает родитель – потерпевший иногда рассказывает об этом спустя годы. Или ребенок сбежал из семьи, оказался в интернате и там рассказал, что в отношении него совершено преступление, – время уже прошло, биологические следы, если они были, утрачены. Тем не менее, работаем, доводим такие дела до суда.
Раскрываемость по этому виду преступлений против детей - 100-процентная.
- Насколько сложно расследуются сексуальные преступления, совершаемые через сеть Интернет?
- Сложность таких дел в том, что местом совершения преступления является место выхода компьютера в сеть. И это может быть любое место на территории РФ или за ее пределами. А потерпевший, к примеру, проживает у нас в Пермском крае.
По делу, которое я расследовал, работая в Центральном аппарате, преступник представлялся в сети 11-летней девочкой, использовал соответствующую фотографию ребенка. В качестве «девочки» он знакомился с детьми того же возраста – 10 лет и меньше, как правило, до 12 лет, вызывал интерес к определенным темам. Используя убеждение, а потом и угрозы, получал от детей фотографии интимного содержания, заставлял их делать видеозаписи, присылал инструкции, как это делать. И запугивал тем, что распространит в сети уже полученные фото и видео, используя контакты ребенка из сети. У детей этого возраста всегда много друзей. При этом у самого преступника список контактов был пуст.
Число потерпевших в этом случае исчислялось сотнями, и жили они в разных регионах. Когда преступника задержали, выяснилось, что это вполне социально адаптированный человек, у него семья, ребенок. По первому приговору он уже получил около 15 лет лишения свободы, и расследование его преступлений продолжается. Суды к таким преступлениям подходят строго.
Когда по этому делу находили потерпевших, приглашали родителей на допрос – они очень негативно реагировали, не могли поверить, что их ребенок стал жертвой такого насилия. А когда им предъявляли переписку с фотографиями – осознавали, что произошло. Хотелось бы еще раз напомнить родителям, насколько важно отслеживать активность ребенка в сети.
Кстати, раскрыто это дело было специфично. Преступник решил наказать девочку за отказ выполнять его требования и разослал ее фото одноклассницам. Те сообщили родителям, родители пришли в школу, классный руководитель пригласила родителей потерпевшей, а они обратились в полицию, подключился Следственный комитет – вот по такой цепочке.
Многое зависит от личности преступника. Грамотный айтишник, например, может так запутать следы, что найти их трудно. Кстати, преступника, о котором мы говорили, благодаря грамотным следственным действиям и оперативным мероприятиям задержали с поличным, так и удалось раскрыть преступление.
- В Перми тоже есть такие случаи?
- Да. И приговоры тоже есть. Одного такого сетевого педофила задержали после сообщения потерпевшего ребенка. А потом в телефоне преступника обнаружили еще массу контактов. Сейчас полностью отрабатываем всю сеть.
В другом случае на преступника вышли после того, как он распространил порнографические материалы. И выяснилось, что в телефоне и ноутбуке у него имеются контакты детей, начиная с 2009 года. Есть дело, в котором преступник приглашал детей к себе домой под разными предлогами, фотографировал их. Тут тоже выявили один эпизод и начали распутывать. Вот такие они, дела XXI века.
Ольга БОРЗУН
© Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
В Екатеринбурге продолжаются пикеты против Сысертского мусорного полигона
Понедельник, 25 ноября, 14.05
Лидер КПРФ заступился за «Уральскую пчёлку»
Понедельник, 25 ноября, 13.34
Помощника митрополита Кульберга подозревают в попытке изнасилования студентки в Екатеринбурге
Понедельник, 25 ноября, 12.50