«Ситуации, как было в 90-х годах, никто не допустит»

Начальник Департамента образования Екатеринбурга — о строительстве школ и детских садов, фиктивных регистрациях и школьниках-вундеркиндах


28.07.2017

Беби-бум в Екатеринбурге поставил перед властями цель: строить детские сады и школы, не озираясь на уроки 90-х, когда после спада рождаемости дошкольные учреждения заняли коммерческие фирмы. Такой ситуации чиновники обещают не допустить — спрос на места растет, предложение ограничивается лишь финансированием. Стоит ли родителям ждать повышения платы за посещение детского сада, почему депутаты пошли против семейных ценностей и сколько школьников сдали ЕГЭ на сто баллов — на эти и другие вопросы в интервью veved.ru ответила начальник Департамента образования Екатеринбурга Екатерина Сибирцева.

— Екатерина Александровна, ожидается ли изменение размера оплаты посещения детских садов? Последний раз плата повышалась в январе 2016 года. Сколько сейчас составляет, так скажем, себестоимость посещения ребенком детского сада?

— Повышения размера оплаты детских садов не планируется. Тарифная комиссия провела заседание, и, собственно говоря, ничего не поменяется, мы и не запрашивали увеличения платы. Содержание одного ребенка обходится бюджету в 106,7 тысячи рублей в год. Сумма хорошая, учитывая, что содержание школьника за тот же период составляет 52 тысячи рублей. Это объективные цифры расходов. Те средства, которые вносят родители, составляют 24 % от стоимости содержания в целом.

— В некоторых школах и детских садах оказываются платные образовательные услуги. Каким образом используется доход от данной деятельности? Какова доля денежных средств, которой образовательные организации могут распоряжаться исходя из собственных потребностей?

— В каждом учреждении есть положение о расходовании внебюджетных средств. Организация может потратить их на заработную плату, содержание имущества, на развитие, что чаще всего и происходит, на дополнительные работы, которые по каким-то причинам из бюджета не финансируются. Централизованная бухгалтерия у нас следит внимательно, чтобы все было в соответствии с законодательством.

— Многие родители будущих дошкольников жалуются на то, что с введением новых правил комплектования дошкольных учреждений (в т. ч. системы «Электронная очередь») часто дети получают путевки в отдаленные от мест проживания ДОУ. Известны случаи, когда дети из одной семьи попадают в разные садики, расположенные далеко друг от друга.

— Такие ситуации действительно бывают: они могут возникнуть, если в отдельном микрорайоне есть напряженная ситуация с местами. Например, в Академическом микрорайоне, где детей много и существующая сеть детских садов не может обеспечить потребности семей, которые там проживают. Поэтому приходится предоставлять места в других детсадах Верх-Исетского и Ленинского районов, и они могут находиться достаточно далеко. Увы, локальная ситуация такая есть. То же самое касается микрорайона Широкая Речка, напряженно с местами в центральной части Октябрьского района и в микрорайоне Ботанический. В остальных территориях более-менее нормальная ситуация с детскими садами в шаговой доступности. У нас достаточно свободных мест, чтобы укомплектовать всех дошкольников в возрасте от 3 до 7 лет, но проблема в том, что многие родители не хотят возить ребенка далеко, хотят дождаться места поближе к дому. И их можно понять.

— Каким образом решаются данные проблемы? Планируется ли разработка более эффективного способа комплектования детских садов?

— Единственный выход — это строить новые учреждения. И если в Академическом у нас какой-то шанс на это имеется, то как быть в центральной части Октябрьского района — трудно представить, потому что свободных земельных участков там нет. Поэтому родители, которые покупают жилье в плотной застройке, а это касается и центральной части Ленинского района, должны понимать, что проблемы с обеспеченностью местами в школах и детских садах могут возникнуть. К сожалению, наше законодательство не предоставляет права детям из одной семьи комплектоваться в первоочередном порядке в один детский сад. То же самое касается и школ. Мы пытались внести изменения в областное законодательство с тем, чтобы эту норму поменять, но, к сожалению, Законодательное собрание нас не поддержало. По мнению депутатов, эта норма должна регулироваться федеральным законодательством. Но есть много субъектов в Российской Федерации, которые её регулируют собственными региональными законами. И конечно, нам бы хотелось, чтобы у нас было как в Санкт-Петербурге, Самаре, Новосибирске и других крупных городах, где у родителей есть возможность зачислить детей в приоритетном порядке в один садик или школу, если это братья и сестры.

— Строительство школ и садиков в Екатеринбурге будет продолжаться? Некоторые высказывают мнение, что сейчас вот всего понастроят, а потом количество дошкольников и школьников сократится, и детские сады будут пустовать, перепрофилироваться, как в 90-е, под офисники. Не пугает такая перспектива?


— Строительство школ и садиков в Екатеринбурге обязательно будет продолжаться, потому что тенденция к демографическому росту у нас сохраняется, и сегодня потребность в местах как в садиках, так и в школах очень и очень высокая. Понятно, что когда-то будет некая стагнация или снижение, но ситуации, аналогичной той, что была в 90-х годах, никто не допустит. Здания будут оставаться в муниципалитете, в сети. Что касается детских садов, то проблем не возникнет вообще, поскольку мы просто будем увеличивать количество групп младшего возраста, у нас до трех лет большая потребность в местах. По школам есть поручение президента Владимира Путина, что до 2025 года дети должны учиться в одну смену. Для этого нам необходимо создать 70 тысяч новых школьных мест в Екатеринбурге за счет нового строительства, ремонтов и реконструкций.

— В чем сложность обучения во вторую смену? Так многие учились, претензий от школьников никогда не было — всегда выспавшиеся.

— Есть несколько причин. Детям более физиологично учиться с утра. Это раз. Два — во второй половине дня в школе можно организовать больше вариантов проведения дополнительного образования, организации внеурочной, проектной, исследовательской деятельности.

— Какие объекты будут запущены в ближайшие год-два?


— Работа идет, в 2017 году мы сдаем шесть зданий школ и ряд детских садов. Это будет три больших школы: заканчивается реконструкция гимназии № 39 на Циолковского на 550 мест, запускаем новую очередь школы № 23 в Академическом на 875 мест и на тысячу мест вступит в действие центр образования «Мичуринский» на Широкой Речке, где у нас появится детский сад и школа в одном здании. До конца 2017 года откроется здание начальной школы в поселке Рудный и на улице Технической, здание начальной школы в гимназии № 39 на Циолковского. Есть большой задел по реконструкции школы № 1 на Верх-Исетском бульваре (она уже снесена) и школы № 80 — на этот год уже запланированы средства. Дальше стоят на очереди школы № 40 и 41, они ждут реконструкции со дня на день. Что касается строительства новых объектов, то у нас появится садик на 350 мест в микрорайоне Солнечный, и хочется надеяться, в ближайшее время там же начнется строительство школы. Также очень надеемся, что нашу сеть пополнит новый садик в микрорайоне Академический. Опасений, что места будут пустовать, точно нет.

— Как оцениваете результаты сдачи ЕГЭ в этом учебном году? Средний балл вырос?


— Средний балл действительно в этом году вырос практически по всем предметам, кроме биологии. Сказались многофакторные вещи. Лучше стали школьники готовиться, более адекватными стали контрольно-измерительные материалы, меняется процедура проведения ЕГЭ и так далее. Увеличилось количество стобалльников: по русскому языку 24 (в прошлом году было 12), по физике 10 (было два), по химии шесть (было три), появились даже три стобалльника по информатике, один по биологии, один по литературе, шесть по истории и один по географии. Нет стобалльников по математике, но много детей сдали на 98–99 баллов. Это высокий результат.

— Чем закончились разбирательства по факту фиктивных регистраций при наборе в школы Екатеринбурга?

— Было установлено несколько поддельных регистраций, но они были даже не фиктивные, а именно поддельные, напечатанные каким-то кустарным способом. Эти дети были отчислены, и на их место были зачислены следующие по очереди. То, что прокуратура так озаботилась этим вопросом, свидетельствует о том, что проблема есть, есть понимание, что с ней нужно бороться. Мы предлагали внести изменения в порядок приема на уровне региона, чтобы детям с постоянной пропиской предоставили первоочередную возможность записаться, но, к сожалению, наши областные депутаты нам навстречу не пошли. Сегодня законодательство уравнивает права детей с временной и постоянной регистрацией, школа не имеет права оспаривать эти заявления родителей, не может проверить подлинность прописки — это не наша компетенция. Проблема есть, я боюсь, что она будет обостряться с каждым годом. Надеюсь, что на нас обратят внимание.

— Обсуждается ли повышение заработной платы для педагогов школ и детсадов? Насколько она соответствует средней по региону?

— У нас всегда средняя заработная плата превышала региональные показатели, поэтому она и в этом году должна быть выше. Наши плановые цифры достаточно высокие: по детским садам у воспитателей 33 тысячи рублей, по школам 35, по учреждениям допобразования 34 тысячи рублей. Мы справляемся с этими цифрами, выполняем «дорожную карту». По области план по детсадам 29 тысяч рублей, по школам 32, по учреждениям допобразования 31 тысяча. Рост, возможно, небольшой будет, но уменьшения точно нет.

— Сотрудники школ и детских садов зачастую жалуются, что контрольные органы (Роспотребнадзор, МЧС) «душат» их проверками. Понятно, что не существует идеальных учреждений и при желании нарушения найти можно где угодно.

— Подготовка образовательного учреждения к новому учебному году всегда была серьезным процессом. Надзорные органы — МЧС и Роспотребнадзор — понимают свою ответственность и со всей строгостью подходят к приемке, поскольку речь идет о безопасности детей. К этой процедуре привыкли все, она плановая, и никто никогда с нас не снимет обязанность и ответственность за создание безопасных условий для обучения детей. Да, есть учреждения, где трудно соблюдать требования пожарного надзора, санитарные нормы, потому что фонд достаточно старый и проблемы есть, но мы стараемся, насколько это возможно. В городе 163 школы и 412 детских садов, а еще 18 учреждений дополнительного образования. Понятно, что большая часть этих зданий нуждается в ремонте, процент износа составляет более 50 %. Одномоментно выполнить эти работы просто невозможно. Тем не менее на выполнение предписаний надзорных органов бюджетные средства выделяются, мы делаем плановый график, разработаны муниципальные программы, однако такую масштабную проблему за один год и без помощи регионального бюджета не решить.

— Год назад в Березовском разразился скандал, связанный с тем, что директор одного из сельских детских садов «мухлевала» с зарплатами сотрудников, начисляя им премиальные, которые тратились на нужды садика, так как родители не хотят сдавать деньги, справедливо считая, что должны оплачивать только посещение. Какие пути из этой ситуации видите?


— Это нарушение закона в любом случае. Это жульничество, по-другому не назвать. Нужно и можно привлекать добровольные пожертвования или оказывать дополнительные услуги в соответствии с действующим законодательством. Это ведь не запрещено. Главное — не заниматься вымогательством у родителей, чтобы не было жалоб на поборы. Нужно развивать сеть платных образовательных услуг, это тоже не запрещено. Если руководитель хочет найти и привлечь средства, он найдет такую возможность обязательно. Конечно, нам хотелось бы, чтобы финансирование и детских садов, и школ было больше, чтобы на все пожелания хватало средств. Но, повторюсь, финансирование идет фактически только на выполнение предписаний Роспотребнадзора и МЧС. Бывает, что заведующие обращаются с просьбой к родителям помочь, однако привлечение средств должно происходить только в рамках действующего законодательства.

— Судя по тому, что молодежь идет работать в образовательную сферу, её абсолютно не пугают ни такие ситуации, ни недостаток финансирования. Имидж профессии растет?

— Действительно, молодеет наш образовательный состав. Это говорит о том, что привлекательность профессии возрастает: конкурентная заработная плата, возможность реализовать себя. Для молодого педагога это важно — общение с детьми дарит совершенно незабываемые эмоции. У меня, конечно, нет опыта работы в детском саду, но когда я работала в школе, то самым важным на уроке было увидеть понимание в глазах детей — и это лучшая, наверное, награда за свою работу. Сегодня государство понимает необходимость повышения статуса профессии педагога. Конечно, хочется, чтобы у нас создавался положительный имидж педагога в СМИ, чтобы родители относились с пониманием к учителям и воспитателям. Но очень многое зависит и от нас самих, от работников системы образования, поэтому на всех наших мероприятиях я постоянно подчеркиваю, что выстраивание коммуникаций с родителями и с общественностью — это наша задача и это в наших руках. Я думаю, что престиж профессии возвращается, но теперь мало прийти в школу или детский сад — надо еще на этом месте стать профессионалом.
Иван Морозов, фото Екатерины Пермяковой © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике

Еще новости >>>