Мэрия Екатеринбурга заплатит за все категории льготников
Суд обязал администрацию возместить расходы транспортникам за перевоз по «Е-карте»
02.07.2015
Кто платит за льготников на транспорте? Этот вопрос администрация Екатеринбурга и областное правительство решают уже не первый год. Суд установил окончательно и бесповоротно: платить придется мэрии. Администрация Екатеринбурга уже должна заплатить по решению суда 135 миллионов рублей и ждет новых исков от транспортников. О том, как чиновники несколько лет прикрывались федеральным законом «О монетизации льгот», на каких условиях на самом деле была введена «Е-карта» и почему истец по иску недоволен решением суда, – в материале veved.ru.
15 июня администрация Екатеринбурга проиграла в арбитражном суде городскому перевозчику «Ю-Ви-Эй-Транс». Решением суда мэрия обязана будет заплатить перевозчику почти 135 млн рублей в качестве компенсации за перевозку льготников по «Е-карте». Казалось бы, суд встал на сторону транспортников и заставил чиновников делать то, от чего они уже полтора года упорно отнекиваются, стало быть, справедливость восторжествовала. Кроме того, суд окончательно установил, что платить за всех свердловских льготников должна только администрация Екатеринбурга. Однако апелляцию на решение суда будет подавать именно истец, который оказался недоволен.
ООО «Ю-Ви-Эй-Транс», известное горожанам в качестве перевозчика по маршрутам № 2 «Ботанический – Радиотехникум», № 19 «Химмаш» – пл. 1905 года» и № 37 «Елизавет – ТСЦ МЕГА», подало свой иск к департаменту финансов администрации Екатеринбурга в конце декабря прошлого года. Процесс стартовал в январе 2015 года. Изначально компания затребовала с чиновников почти 152 млн рублей. Именно столько, по мнению транспортников, им задолжала администрация города за 4 года перевоза льготников.
Тут нужно сделать отступление и кратко пояснить суть спора. В Екатеринбурге с 2009 года введена так называемая «социальная транспортная карта», именуемая также «Е-картой». С ее помощью можно проехать на любом виде транспорта (либо на каком-то конкретном, в зависимости от тарифа). Одно из главных предназначений транспортной карты – дать возможность льготникам проезжать на транспорте за меньшую цену (например, не за 23 рубля, а за 18 рублей).
Вот как прокомментировал подачу иска начальник юридической службы «Ю-Ви-Эй-Транс» Алексей Комаров.
– Администрация Екатеринбурга установила дополнительные меры соцподдержки проезда всех категорий льготников. Есть стоимость «Е-карты», которая расщепляет деньги в пропорциональном соотношении по перевозчикам в зависимости от того, сколько льготников они перевезли. И плюсом администрация выплачивает часть выпадающих доходов, то есть разницу между тарифом и стоимостью поездки (т.е. 23 рублями. – Прим.). Это примерно 6 рублей на одного человека, но доходило и до 12 рублей, в зависимости от того, кто сколько ездит. Тариф у нас неизменен – 23 рубля, разница между тем, что мы получили, и тем, что мы могли бы получить, и указана в иске. Это 153 миллиона рублей, – поясняет специалист.
Судебный процесс продвигался довольно медленно. Суд впервые приступил к рассмотрению дела в феврале этого года. Несколько раз заседание переносилось в связи с неявкой вызванных в суд участников дела – в качестве третьих лиц к делу были привлечены городская дума Екатеринбурга, ООО «И-сеть» (оператор «Е-карты»), представители смежных комитетов и департаментов мэрии.
Наконец, после серии переносов стороны встретились в суде 15 июня. К этому времени, в связи с уточнениями, сумма иска к администрации сначала возросла до 155 млн рублей, потом снова опустилась до 153 млн рублей. В деле поменялся ответчик – теперь им стала администрация города, а не отдельный департамент. Также стало понятно, что третьи лица – комитеты мэрии по транспорту, а также по социальной политике – солидарны с мнением коллег и не признают долг перед транспортниками. Представителей городской думы и ООО «И-сеть» в суде не дождались, хотя парламент прислал необходимые документы с отзывом.
В суде выяснилось, что «Ю-Ви-Эй-Транс» со своей стороны предоставил право жителям города пользоваться установленным льготами через «Е-карту», это подтверждено соглашением администрации с транспортником. Кроме того, выяснилось, что решение вводить «Е-карту» принимала гордума Екатеринбурга, так же как и список тех граждан, кто претендует на эти льготы. Суд постановил, что муниципалитет обязан возмещать расходы перевозчику, раз уж самостоятельно решил эти льготы ввести.
Представители администрации Екатеринбурга настаивали на том, что не обязаны оплачивать компании расходы на перевозку, потому что это якобы должна делать областная власть. Логика чиновников следующая: у нас есть несколько категорий льготников – «городские», «областные» и «федеральные», – мы будем оплачивать только перевозку первых, а за остальных пусть платит регион и федерация.
Суд, однако, установил, что логика мэрии в корне неверна. Это помог сделать истец. Дело в том, что ООО «Ю-Ви-Эй-Транс» прошло немалый путь до того, как обратиться в Арбитражный суд Свердловской области.
– Предыстория такова: мы подавали иск с аналогичными требованиями – возместить расходы на льготников – в Арбитраж Москвы, в Арбитражный суд Уральского округа. Пройдя через все инстанции, мы выяснили, что ответчиком по подобным искам должен быть муниципалитет, – рассказал изданию Алексей Комаров.
Компания действительно прошла всевозможные инстанции и суды и выяснила, что нет никаких нормативных документов, которые бы обязывали регион и федерацию возмещать расходы на льготников. То есть ни на уровне федерации, ни на уровне области не закреплено обязательство тратиться на инициативу города по льготной перевозке свердловчан.
Еще одним аргументом городской администрации уже полтора года является необходимость монетизации льгот. То есть они якобы ввели «Е-карту» в рамках исполнения соответствующего федерального закона, об этом было уже немало сказано чиновниками города на всевозможных заседаниях в Заксобрании области, у губернатора, в городской думе.
Как выяснилось, чиновники и тут лукавят. По мнению суда, ошибочно считать, что решение гордумы в 2009 году ввести «Е-карту» связано с реализацией № 122-ФЗ «О монетизации льгот».
«В преамбуле названного Решения Екатеринбургской Думы сделана ссылка на Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», мера социальной поддержки установлена в качестве дополнительной, однако указание на то, что решение принимается во исполнение требований Федерального закона № 122-ФЗ «О монетизации льгот», отсутствует», – пишет суд.
Таким образом, в 2009 году городская дума Екатеринбурга решила ввести «Е-карту» в качестве дополнительно средства поддержки льготников, а потом чиновники благополучно «забыли» об этом и стали прикрываться законом «О монетизации», чтобы укрывать от транспортников миллионы рублей. Похоже на обычное мошенничество, не так ли? Впрочем, не будем спешить с выводами. Этот вопрос при желании могут выяснить надзорные органы и народные избранники.
По решению Арбитражного суда Уральского округа, ответчиком по подобным искам может быть только администрация Екатеринбурга. Собственно, логично: раз чиновники решили поддержать население льготами, они и должны возместить ущерб перевозчикам.
Единственное, в чем выиграла мэрия (хотя победой это можно назвать с натяжкой), так это в чисто бюрократических тонкостях. Представитель мэрии настаивал на том, что задолженность должна быть удовлетворена лишь частично, поскольку истек срок давности подачи иска. Арбитражный суд области согласился с тем, что, раз иск «Ю-Ви-Эй-Транс» попал в суд лишь в январе 2015 года (по штампу), следует отказать компании во взыскании задолженности за 2011 год.
Таким образом, вместо 153 млн рублей согласно решению суда администрация города обязана будет заплатить перевозчику 134 млн рублей. Почти 19 млн рублей – это сумма, которую мэрия задолжала транспортникам за 2011 год, но не заплатит только по причине истекшего срока исковой давности в три года.
Как пояснили изданию в Администрации Екатеринбурга, они намерены обжаловать решение суда. По словам специалиста информационно-аналитического департамента мэрии Дениса Сухорукова, "серый дом" намерен отстаивать свою правоту в рамках правового поля.
Решение о частичном взыскании задолженности не устроило истца. Как пояснил Алексей Комаров, компания будет оспаривать решение суда. По мнению транспортников, следует взыскать с мэрии долг и за 2011 год.
– Мы будем подавать апелляцию на решение суда, поскольку считаем, что долг мэрии за 2011 год был неверно исключен из исковых требований. Официальная причина – срок давности. Однако мы подавали иск в декабре 2014 года, следовательно, срок в три года не истек. Также мы считаем, что необходимо считать финансовый год полностью, а не от фактической даты. То есть раз иск подан в 2014 году, то нужно полностью считать отчетный 2011 год, – пояснил собеседник издания. Также он пояснил, что компания обязательно подаст еще один иск к администрации города, чтобы взыскать деньги за льготников, перевезенных в 2015 году.
15 июня администрация Екатеринбурга проиграла в арбитражном суде городскому перевозчику «Ю-Ви-Эй-Транс». Решением суда мэрия обязана будет заплатить перевозчику почти 135 млн рублей в качестве компенсации за перевозку льготников по «Е-карте». Казалось бы, суд встал на сторону транспортников и заставил чиновников делать то, от чего они уже полтора года упорно отнекиваются, стало быть, справедливость восторжествовала. Кроме того, суд окончательно установил, что платить за всех свердловских льготников должна только администрация Екатеринбурга. Однако апелляцию на решение суда будет подавать именно истец, который оказался недоволен.
ООО «Ю-Ви-Эй-Транс», известное горожанам в качестве перевозчика по маршрутам № 2 «Ботанический – Радиотехникум», № 19 «Химмаш» – пл. 1905 года» и № 37 «Елизавет – ТСЦ МЕГА», подало свой иск к департаменту финансов администрации Екатеринбурга в конце декабря прошлого года. Процесс стартовал в январе 2015 года. Изначально компания затребовала с чиновников почти 152 млн рублей. Именно столько, по мнению транспортников, им задолжала администрация города за 4 года перевоза льготников.
Тут нужно сделать отступление и кратко пояснить суть спора. В Екатеринбурге с 2009 года введена так называемая «социальная транспортная карта», именуемая также «Е-картой». С ее помощью можно проехать на любом виде транспорта (либо на каком-то конкретном, в зависимости от тарифа). Одно из главных предназначений транспортной карты – дать возможность льготникам проезжать на транспорте за меньшую цену (например, не за 23 рубля, а за 18 рублей).
Вот как прокомментировал подачу иска начальник юридической службы «Ю-Ви-Эй-Транс» Алексей Комаров.
– Администрация Екатеринбурга установила дополнительные меры соцподдержки проезда всех категорий льготников. Есть стоимость «Е-карты», которая расщепляет деньги в пропорциональном соотношении по перевозчикам в зависимости от того, сколько льготников они перевезли. И плюсом администрация выплачивает часть выпадающих доходов, то есть разницу между тарифом и стоимостью поездки (т.е. 23 рублями. – Прим.). Это примерно 6 рублей на одного человека, но доходило и до 12 рублей, в зависимости от того, кто сколько ездит. Тариф у нас неизменен – 23 рубля, разница между тем, что мы получили, и тем, что мы могли бы получить, и указана в иске. Это 153 миллиона рублей, – поясняет специалист.
Судебный процесс продвигался довольно медленно. Суд впервые приступил к рассмотрению дела в феврале этого года. Несколько раз заседание переносилось в связи с неявкой вызванных в суд участников дела – в качестве третьих лиц к делу были привлечены городская дума Екатеринбурга, ООО «И-сеть» (оператор «Е-карты»), представители смежных комитетов и департаментов мэрии.
Наконец, после серии переносов стороны встретились в суде 15 июня. К этому времени, в связи с уточнениями, сумма иска к администрации сначала возросла до 155 млн рублей, потом снова опустилась до 153 млн рублей. В деле поменялся ответчик – теперь им стала администрация города, а не отдельный департамент. Также стало понятно, что третьи лица – комитеты мэрии по транспорту, а также по социальной политике – солидарны с мнением коллег и не признают долг перед транспортниками. Представителей городской думы и ООО «И-сеть» в суде не дождались, хотя парламент прислал необходимые документы с отзывом.
В суде выяснилось, что «Ю-Ви-Эй-Транс» со своей стороны предоставил право жителям города пользоваться установленным льготами через «Е-карту», это подтверждено соглашением администрации с транспортником. Кроме того, выяснилось, что решение вводить «Е-карту» принимала гордума Екатеринбурга, так же как и список тех граждан, кто претендует на эти льготы. Суд постановил, что муниципалитет обязан возмещать расходы перевозчику, раз уж самостоятельно решил эти льготы ввести.
Представители администрации Екатеринбурга настаивали на том, что не обязаны оплачивать компании расходы на перевозку, потому что это якобы должна делать областная власть. Логика чиновников следующая: у нас есть несколько категорий льготников – «городские», «областные» и «федеральные», – мы будем оплачивать только перевозку первых, а за остальных пусть платит регион и федерация.
Суд, однако, установил, что логика мэрии в корне неверна. Это помог сделать истец. Дело в том, что ООО «Ю-Ви-Эй-Транс» прошло немалый путь до того, как обратиться в Арбитражный суд Свердловской области.
– Предыстория такова: мы подавали иск с аналогичными требованиями – возместить расходы на льготников – в Арбитраж Москвы, в Арбитражный суд Уральского округа. Пройдя через все инстанции, мы выяснили, что ответчиком по подобным искам должен быть муниципалитет, – рассказал изданию Алексей Комаров.
Компания действительно прошла всевозможные инстанции и суды и выяснила, что нет никаких нормативных документов, которые бы обязывали регион и федерацию возмещать расходы на льготников. То есть ни на уровне федерации, ни на уровне области не закреплено обязательство тратиться на инициативу города по льготной перевозке свердловчан.
Еще одним аргументом городской администрации уже полтора года является необходимость монетизации льгот. То есть они якобы ввели «Е-карту» в рамках исполнения соответствующего федерального закона, об этом было уже немало сказано чиновниками города на всевозможных заседаниях в Заксобрании области, у губернатора, в городской думе.
Как выяснилось, чиновники и тут лукавят. По мнению суда, ошибочно считать, что решение гордумы в 2009 году ввести «Е-карту» связано с реализацией № 122-ФЗ «О монетизации льгот».
«В преамбуле названного Решения Екатеринбургской Думы сделана ссылка на Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», мера социальной поддержки установлена в качестве дополнительной, однако указание на то, что решение принимается во исполнение требований Федерального закона № 122-ФЗ «О монетизации льгот», отсутствует», – пишет суд.
Таким образом, в 2009 году городская дума Екатеринбурга решила ввести «Е-карту» в качестве дополнительно средства поддержки льготников, а потом чиновники благополучно «забыли» об этом и стали прикрываться законом «О монетизации», чтобы укрывать от транспортников миллионы рублей. Похоже на обычное мошенничество, не так ли? Впрочем, не будем спешить с выводами. Этот вопрос при желании могут выяснить надзорные органы и народные избранники.
По решению Арбитражного суда Уральского округа, ответчиком по подобным искам может быть только администрация Екатеринбурга. Собственно, логично: раз чиновники решили поддержать население льготами, они и должны возместить ущерб перевозчикам.
Единственное, в чем выиграла мэрия (хотя победой это можно назвать с натяжкой), так это в чисто бюрократических тонкостях. Представитель мэрии настаивал на том, что задолженность должна быть удовлетворена лишь частично, поскольку истек срок давности подачи иска. Арбитражный суд области согласился с тем, что, раз иск «Ю-Ви-Эй-Транс» попал в суд лишь в январе 2015 года (по штампу), следует отказать компании во взыскании задолженности за 2011 год.
Таким образом, вместо 153 млн рублей согласно решению суда администрация города обязана будет заплатить перевозчику 134 млн рублей. Почти 19 млн рублей – это сумма, которую мэрия задолжала транспортникам за 2011 год, но не заплатит только по причине истекшего срока исковой давности в три года.
Как пояснили изданию в Администрации Екатеринбурга, они намерены обжаловать решение суда. По словам специалиста информационно-аналитического департамента мэрии Дениса Сухорукова, "серый дом" намерен отстаивать свою правоту в рамках правового поля.
Решение о частичном взыскании задолженности не устроило истца. Как пояснил Алексей Комаров, компания будет оспаривать решение суда. По мнению транспортников, следует взыскать с мэрии долг и за 2011 год.
– Мы будем подавать апелляцию на решение суда, поскольку считаем, что долг мэрии за 2011 год был неверно исключен из исковых требований. Официальная причина – срок давности. Однако мы подавали иск в декабре 2014 года, следовательно, срок в три года не истек. Также мы считаем, что необходимо считать финансовый год полностью, а не от фактической даты. То есть раз иск подан в 2014 году, то нужно полностью считать отчетный 2011 год, – пояснил собеседник издания. Также он пояснил, что компания обязательно подаст еще один иск к администрации города, чтобы взыскать деньги за льготников, перевезенных в 2015 году.
Иван Шумков © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
73% екатеринбурженок ждут подарок-сюрприз на День матери
Суббота, 23 ноября, 16.43
Бастрыкин поручил доложить о расследовании ДТП, в котором погибли двое юных велосипедистов
Суббота, 23 ноября, 16.42
Дмитрий Медведев посетил «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле
Суббота, 23 ноября, 16.19