«Это проще, чем присоединить Крым». Партия власти – о реформе местного самоуправления

Свердловские единороссы обсудили сложности и тонкости федерального законопроекта


26.03.2014

Фото: sverdlovsk.er.ru

Реформе местного самоуправления – быть. Вопрос в том, какой будет эта самая реформа. Ответ попытались найти свердловские единороссы. За «круглым столом» они поговорили о новых реалиях, послании президента Путина, деньгах, полномочиях и связи с прошлым. В разговоре также прозвучали слова о полуострове Крым и новых выборах, о том, что ждет депутатов и главу Екатеринбурга, выбранных только полгода назад.

Пару недель назад в Госдуму РФ был внесен законопроект по реформированию местного самоуправления. Свердловское региональное отделение партии «Единая Россия» сегодня, 26 марта, на круглом столе, прошедшем в «Областной газете», попыталось обозначить свою позицию по поводу законопроекта. Именно попыталось, поскольку большинство вопросов закономерно остались без ответов.

Главный вопрос звучал так: поддержит ли свердловское отделение «ЕР» законопроект в целом. Единороссы сошлись во мнении, что пока говорить об этом однозначно рано. По мнению Якова Силина, который в настоящее время занимает пост зампредседателя правительства области, нужно дождаться действий от Госдумы РФ, а затем переходить к конкретике.

– Изменение местного самоуправления может коснуться пяти муниципалитетов региона. Законопроект предусматривает перераспределение вопросов местного значения на уровень межмуниципального района, – отметил чиновник. – Вопрос реформирования местного самоуправления давно назревал, в «Единой России» обсудили и сделали правильный ход, передать часть полномочий – это верно.

По словам Силина, более низким представительным органам будет передана только часть полномочий, причем не самая большая.

– Что касается деления полномочий, предполагается оставить только 13 функций. Ключевые функции сохранятся на уровне крупных городов, – пояснил Силин. – В Свердловской области нет большого количества муниципалитетов, и это верно, у нас 68 городских округов, которых реформы коснутся в меньшей степени. Пока законопроект хотя бы в первом чтении не примут, говорить о последствиях для наших городов рано.

Секретарь регионального отделения Виктор Шептий рассказал об истории возникновения законопроекта. По словам единоросса, создать рабочую группу по реформированию местного самоуправления поручил президент Путин.

– Группе поручено разработать законопроект, который должен быть принят уже к июню 2014 года. Закон может коснуться пяти районов региона. Важно, что каждый муниципалитет сам будет решать, нужны ли внутригородские думы. Решение будет приниматься не губернатором, а конкурсной комиссией. Как будет участвовать народ, через референдум или по-другому, пока непонятно, мы попросим Госдуму уточнить этот вопрос. Правила выбора главы муниципалитета меняются, будут также 13 депутатов, полномочия которых уточняются, – заявил Шептий.

Депутат Заксобрания региона Галина Артемьева напомнила, что о необходимости реформы в системе местного самоуправления президент Владимир Путин заявил в своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ в декабре. По мнению главы страны, власть сейчас часто бывает недоступна и далека от народа.

– Давайте использовать те термины, которые использует президент в послании, то есть говорить именно о реформировании. Создание внутренних представительных органов – это правильно. Ранее уже поднималась тема того, что полномочия некоторых сельских поселений нужно вынести на уровень муниципалитета, – отметила Артемьева, подразумевая, что говорить о реформе как об отмене прямых выборов мэра неверно, поскольку меняется только принцип выборности.

Также депутат высказала свои пожелания насчет поправок к законопроекту, которые местный парламент должен подготовить ко второму чтению.

– Яков Петрович сейчас говорил о том, что у населенных пунктов, согласно законопроекту, будет одинаковое представительство, хотя в одном может проживать 300 тысяч человек, а в другом – 500 тысяч. Я убеждена, что вопросы управленческие должны решаться исходя из исторических особенностей каждого поселения. Например, ничто не мешает увеличить количество депутатов уже сейчас. В законе заложена минимальная численность, но не максимальная. Решением устава города мы можем увеличить количество депутатов, чтобы был один избранник на тысячу жителей. Отменять систему выборности в том виде, в котором она существует, нельзя, – считает Артемьева.

Её коллега в парламенте региона Елена Чечунова прокомментировала по просьбе модератора встречи слова Владимира Путина об удаленности власти от народа.

– Президент говорил о приближении депутатского корпуса к населению, в том же Екатеринбурге на одного депутата приходится около 60 тысяч человек, – поясняет она. – Идея учитывать исторические особенности верная. К тому же сейчас депутаты в большей степени законодатели и в меньшей степени решают вопросы и проблемы жителей. До 11 апреля мы дадим свои заключения на законопроект и направим предложения в Государственную думу.

Круглый стол плавно перетек в русло разговоров о поправках к законопроекту. По словам депутата городской думы Екатеринбурга Александра Косинцева, нужно более четко прописать в законопроекте перераспределение бюджетных денег между городом и районом города.

– Четко представляю, чем занимаются главы районов сейчас. В основном они лишь наблюдают за происходящим. Основная власть – у администрации города, у городского главы, а у районов нет реальных полномочий. Мы предполагаем, что произойдет перераспределение источников и деньги будут поступать прямо в бюджеты районов, – отметил он.

– Нужно объяснить, показать народу, что это не штат чиновников, это аппарат управления, система, для создания которой нужны средства, само собой. Приближение власти к народу означает приближение власти с деньгами, а не просто так, – поддержала коллегу по партии Галина Артемьева.

Виктор Шептий перечислил другие поправки, которые были озвучены на заседаниях профильных комитетов Заксобрания на этой неделе.

– Мы готовим поправки, считаем, что нужно по датам и срокам вступления в силу отдельных частей законопроекта прописать детально. И главный вопрос: когда будут выборы и что будет с нынешней властью. Мы считаем, ответы должны быть ясными. Законопроект вносит существенные изменения в органы местного самоуправления. Мы сказали о поддержке закона в концепции, но обязательно составим свои предложения, – отметил единоросс.

Участники круглого стола подняли и денежную сторону вопроса. По мнению Галины Артемьевой, необходимо решить, как будут финансироваться районы из городского бюджета.

– Чтобы понять, сколько денег нужно выделять, нужно на уровне РФ определить нормативы оказания услуг, – отметила она.

На круглом столе отметили, что вопрос изменений в налоговом и бюджетном кодексе тоже будет отражен в их поправках. Директор Уральского института регионального законодательства Николай Воронин вспомнил о временах, когда он сам был народным депутатом.

– Любой вопрос о реформировании не может ждать долго. Если проблема назрела, нужно что-то менять. Сейчас вопросы местного значения не решаются, нет ясности. Мы перемешиваем их с вопросами государственного значения. Когда я был народным депутатом, у меня в округе было пять с половиной тысяч жителей. И вы знаете, у меня интересовались буквально всем. Сейчас у депутата 60 тысяч человек, и ему гораздо сложнее, – рассказал он.

Вопрос разграничения полномочий – один из самых принципиальных в данном законопроекте. Мнения участников круглого стола разделились: кто-то считал, что последуют долгие обсуждения, а кто-то, напротив, нашел этот вопрос самым легким изо всех.

– Разделить полномочия – это проще, чем Крым присоединить, – заявил Виктор Шептий.

Участники еще около получаса обсуждали различные тонкости проекта и пришли к выводу, что, хотя еще предстоит большая работа, скорее всего, закон появится в установленный срок – в июне этого года. А 1 апреля законопроект предстоит рассмотреть уже в свердловском парламенте.
Иван Шумков © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике

Еще новости >>>