Развал. Схождение. Балансировка. Ко второму чтению свердловский бюджет-2014 готовят «всем миром»

В Заксобрании региона продолжаются заседания согласительных комиссий


19.11.2013

«Прозрачность» согласительных процедур в процессе утверждения законопроекта о бюджете области на следующий год достигла каких-то невероятных высот. На поиск консенсуса выделена неделя: рабочие группы должны будут проработать все спорные вопросы. В согласительной комиссии работают региональные депутаты, представители облправительства и муниципалитетов – около 70 человек. Однако нападки лоббистов горадминистрации на свердловские власти становятся жестче день ото дня…

Бюджет-2014 смело сможет претендовать на звание самого сложного законопроекта года – второе чтение депутаты отложили на неделю, вся она посвящена работе согласительной комиссии и входящих в нее рабочих групп.

В прошлую пятницу, 15 ноября, состоялось первое заседание этого новоиспеченного коллегиального органа (туда вошли парламентарии, представители министерств и муниципалитетов, в частности, от администрации Екатеринбурга присутствовали несколько высокопоставленных служащих и сам мэр), и длилось оно, кстати, около шести часов. Сопредседателями выступили спикер Заксобрания Людмила Бабушкина и премьер-министр области Денис Паслер. Итогом первого дня работы стало утверждение календаря заседаний рабочих групп и подведение итогов. 23 ноября члены согласительной комиссии попытаются утвердить все необходимые для второго чтения правки в бюджетный законопроект – так называемую балансировку бюджета.

Как известно, Свердловская область переходит на «программный» бюджет, это означает, что финансирование планируется исходя из направлений, а не из заявок субъектов. Именно этот момент и стал первым камнем преткновения: один из депутатов напомнил председателю бюджетного комитета облпарламента Владимиру Терешкову, что на первом чтении бюджета предполагалось в рамках рабочих групп рассмотреть отдельно субсидии в Екатеринбург, Нижний Тагил и Верхнюю Пышму. Последовал логичный ответ, что любой из членов комиссии может задать вопрос в рамках той или иной госпрограммы – к чему тогда рассматривать эти города отдельно? Так оно и произошло. На первом заседании согласительной комиссии было рассмотрено восемь основных госпрограмм: «Управление государственными финансами Свердловской области», «Повышение эффективности управления государственной собственностью», «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области», «Поддержка занятости населения», «Развитие здравоохранения», «Развитие системы образования», «Развитие физкультуры, спорта и молодежной политики» и «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения». Члены комиссии задавали докладчику (представителю того или иного министерства) уточняющие вопросы, в том числе и по проблемам конкретных территорий. По итогам были сформированы рабочие группы по каждому из профильных направлений: по бюджетным доходам, работе с муниципалитетами, здравоохранению, образованию, спорту, социальному обеспечению и управлению госсобственностью. На работу групп отведено три дня, с 18 по 20 ноября. Следует отметить, что график довольно насыщенный. К примеру, в понедельник прошло три заседания, во вторник – два. Вероятно, не все желающие сумели поприсутствовать на всех интересующих их группах, хотя такая задача и ставилась. 21-22 ноября согласительная комиссия должна обобщить наработки групп и 23 ноября – подготовить поправки ко второму чтению.

Развал. Схождение. Балансировка. Ко второму чтению свердловский бюджет-2014 готовят «всем миром»
Депутаты Заксобрания Свердловской области на заседании согласительной комиссии по бюджету региона на 2014 год вели себя не менее активно, чем обычно

Развал. Схождение. Балансировка. Ко второму чтению свердловский бюджет-2014 готовят «всем миром»


Однако не следует думать, что согласительный процесс проходит «без сучка». Все же присутствие представителей горадминистрации на первом заседании заставило их лоббистов в областном парламенте основательно встряхнуться. Как едко заметил депутат Дмитрий Ионин, «он (чиновник Администрации Екатеринбурга Михаил Корабельников - прим.) все глазами сверкал туда-сюда. Чуть ли не пальцем показывал, кому пора выступить».

Использовались все возможности: к примеру, когда сотрудники аппарата по привычке отключили съемку после «протокольных» 10 минут, отключилась и трансляция. Сразу же появились слухи о том, что в это время председатель облправительства Денис Паслер «признается» в каких-то ужасных грехах. Хотя любой желающий мог подойти к полуоткрытой боковой двери малого зала и послушать выступление премьер-министра, который докладывал общие положения бюджета будущего года. И так, впрочем, всем известные (прогноз по доходам, расходам и дефициту бюджета, неблагоприятные макроэкономические условия и т.д.). Словом, интрига закончилась сразу после перерыва, когда трансляцию журналистам включили. Многие начали откровенно скучать.

Впрочем, во время перерыва представители интересов администрации Екатеринбурга вволю покрасовались перед прессой. Звучали поистине апокалиптические прогнозы о том, что доходная часть сильно завышена, обиды на то, что бюджетный процесс «непрозрачный» (хотя куда уж прозрачнее)… Однако позиция их оппонентов была на редкость миролюбивой: давайте вынесем все проблемные вопросы на рабочие группы и будем разбираться с каждым по отдельности. Конкретно. Вполне вероятно, этому курсу на «схождение» интересов муниципалитетов и области лоббистам «серого дома» попросту нечего будет противопоставить 23 ноября, ведь именно в конкретике они и «плавают».

Самой показательной была встреча сотрудников мэрии и облправительства по вопросу введения мест в детских садах в течение 2014 года. В ответ на претензию (мол, почему вы сворачиваете софинансирование) областники предоставили конкретные цифры и документы, из которых стало понятно: все запрашиваемые городом деньги выделены. Другое дело, что освоить (подготовить пакеты документов) муниципалитет сумел только часть. Но это уже другой вопрос… Главе управления образования горадминистрации Евгении Умниковой осталось лишь поблагодарить коллег за подробный ответ. Примерно то же самое было и во время обсуждения софинансирования дорожных ремонтов в столице Среднего Урала. После трескучих заявлений «города» о том, что финансирование по программе «Столица» в данной сфере свернуто, от облправительства последовало вдумчивое разъяснение, что чиновникам следовало бы знать: деньги «под честное слово» никто выделять не собирается. Сумеете обосновать документально тот или иной проект – получите финансирование.

Развал. Схождение. Балансировка. Ко второму чтению свердловский бюджет-2014 готовят «всем миром»
Заседание согласительной комиссии по бюджету Свердловской области 2014 года отмечено спорами между областными депутатами и чиновниками муниципалитетов региона

Развал. Схождение. Балансировка. Ко второму чтению свердловский бюджет-2014 готовят «всем миром»


К слову, на первом заседании согласительной комиссии первый заместитель главы администрации Екатеринбурга Сергей Швиндт также поднял вопрос о финансировании программы «Столица». Дискуссия закончилась почти сразу же, после вопроса Паслера: «Так ведь деньги выделены?» Муниципальному чиновнику пришлось признать, что это действительно так. Продолжать разговор на эту тему он уже не стал и задал второй вопрос, об обслуживании окружающих Екатеринбург лесов. После того как границы города увеличились, увеличился и расположенный внутри них объем лесных массивов. И вновь Швиндту оказалось нечем крыть, когда премьер-министр региона задал один простой вопрос: «Кто инициировал расширение границ?» – «Город». Ясно, что и финансировать свои амбиции Екатеринбург тоже должен сам.

Вообще, логика городских властей чем-то напоминает каменный топор. В двух словах претензия звучит так: если в Екатеринбурге живет и работает почти треть населения области (в т.ч. и приезжие), то и финансирование в столицу должно составлять не менее трети от затратной части облбюджета.

Между тем, согласно отчету министра финансов Галины Кулаченко, ситуация выглядит несколько сложнее. С одной стороны, общая смета реализуемых на территории города инвестпроектов составляет около 300 млн рублей, тогда как в Нижнем Тагиле квота – 51,5 млрд рублей, в Среднеуральске – 17,0 млрд рублей, а в Краснотурьинске – 11,7 млрд рублей. Но с другой – налоговые недоимки екатеринбургских предприятий составили более половины консолидированного бюджета региона – 2,6 из 4,9 млрд рублей. Так какой же логикой руководствоваться облправительству, которое, строго говоря, не должно делать никаких различий между свердловскими муниципалитетами?

Впрочем, екатеринбуржцам беспокоиться в любом случае не о чем. Как известно, социальные проекты, исполняемые в рамках требований «майских указов» президента, являются для регионального Минфина той самой «священной коровой», резать которую ни в коем случае нельзя (притом что социальные расходы составляют около 70% расходной части). Так что в работе над сокращением трат министерство финансов по ювелирности напоминает сапера, а вот у «серого дома», к сожалению, руки развязаны. Учитывая, что уже звучат заявления на грани шантажа (к примеру, отказ от транспортных льгот с 1 января), горадминистрация сможет получить на «непрозрачных» условиях все, что захочет. Другое дело, что отвечать муниципальным чиновникам за такие фокусы придется потом уже на федеральном уровне.
Алиса Волосникова © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике

Еще новости >>>