Как Дед Хасан «наводил порядок» на Урале

Ожидать ли свердловчанам нового столкновения криминальных группировок после смерти Аслана Усояна?


20.01.2013

Вор в законе Дед Хасан (Фото: kriminala.net)

Конфликт в параллельной криминальной вселенной, когда Свердловская область заставила всю страну вспомнить о «лихих 90-х», начавшись чуть раньше гибели лидера ОПС «Уралмаш» Александра Хабарова, завершается символично – смертью его оппонента Аслана Усояна. Последняя ставит жирную точку в противостоянии на Урале и подводит конец криминальной войне, развязанной не только в опорном крае державы, но и в России, и даже за ее пределами. Одна война закончилась, но начнется ли вторая?

«Ну что, конец войне! – первым делом восклицает источник «ВВ» в криминальном мире уральской столицы. – Нельзя, конечно, так о мертвых, но что поделаешь, у всех просто наболело!»

Как бы то ни было, но Аслан Усоян, более известный как вор в законе Дед Хасан, стал настоящей «пугалкой» в криминальной среде. Поэтому факт его кончины вызвал если не облегчение, то успокоение у представителей свердловского криминала. Именно по факту его притязаний на свердловский теневой бизнес в 2004 году в центре Екатеринбурга прошла «встреча друзей», на которой лидер ОПС «Уралмаш», он же депутат городской думы, Александр Хабаров объявил: «Говорю всем этим тв…м и мр…м (перечисляет свердловских воров в законе. – Прим. ред.) – Тимуру (Тимури Мирзоев), Авто (Автондил Кобешевидзе), Гасаяну (Георгий Гасаян). Гасаян хочет очередной виток разборок навязать нашему городу. Город сейчас стабильный. Понаехала всякая перхоть, распускает всякие слухи в отношении товарищей Трофы (Андрей Трофимов) и Каро (Кароглы Мамедов). Хочу, чтобы все понимали: есть два вора в законе – Трофа и Каро. Всех остальных в этом городе нет и не будет».

Упрощенно поясним: в конце 2003 года в криминальном мире Свердловской области произошел раскол – воровской статус смотрящих за северной и южной частями области соответственно Трофы и Каро был приостановлен. По слухам, эта кара их настигла благодаря усилиям Аслана Усояна, в ответ на то, что свердловские смотрящие отказались передавать денежные средства в российский воровской общак, контролируемый якобы Дедом Хасаном. Остальные – Тимур, Авто, Гасаян – так или иначе выступали против «уралмашевской» группировки.

На сходке, собранной Хабаровым, присутствовали представители группировок «Уралмаш», «Центр» и им сочувствующие. Александр Алексеевич объявил, что не потерпит передела криминального мира региона, устроенного представителями Усояна. А по факту просто заменил собой действующую власть Свердловской области.

«Встреча друзей» вызвала ажиотаж, вплоть до обсуждения на уровне Госдумы. Разразившийся скандал значительно повлиял на дальнейшую судьбу Александра Хабарова, погибшего в СИЗО № 1 Екатеринбурга (его нашли повешенным на лампасах от собственных трико), и полный разгром «Уралмаша» и «Центра».

Все это стало историей, которая, с последующей гибелью другого одиозного российского авторитета международного уровня, Япончика, возвеличила Деда Хасана до уровня короля воровского мира России.

«После этого начался просто беспредел, война, – утверждает информированный источник «ВВ». – Он (Усоян. – Прим. ред.) раздавал «определения» без «решений» (останавливал воровской статус без видимых причин. – Прим. ред.). На сегодняшний день, наверное, уже за сотню тех, кто получил от него «определения». Среди них есть очень уважаемые люди. Он был настолько коррумпированным, у него были такие длинные руки, что ему было дело до всего. Неудивительно, что так для него все закончилось».

Любопытно, что все собеседники из представителей криминальной среды стараются говорить об Усояне, называя его нейтральным «он».

«Естественно, сейчас они будут поднимать вопросы о возвращении себе былого статуса. Думаю, многим это удастся. Но сомневаюсь, что после этого начнется новая война. Места всем хватит. Люди устали от войны, – считает представитель криминалитета. – Братья пытались призвать его к ответу, собирали сходки. Все было бесполезно. В Греции собрали сходку, на которой собирались призвать его к ответу. Собрались 50 человек! Но Хасан не пришел. Вместо него явилась полиция. Ничего предъявить не смогли, но настоятельно попросили разойтись».

«А чего вы хотели от криминального авторитета, чтобы он по головке всех гладил? – удивляется бывший старший следователь свердловской прокуратуры, возглавлявший в 90-е годы бригаду по расследованию деятельности ОПС «Уралмаш» Михаил Мильман. – Он преступник, ничего другого от него ожидать не стоило. Я сам с ним лично общался несколько раз. В 1989 году неспокойно было в нижнетагильской ИК-12. На вышках пулеметы стояли, так была накалена ситуация. Туда привезли Хасана, поговорили с ним, чтобы порядок навел. И действительно навел. Он сотрудничал с государством, потому так спокойно и жил. Я не знаю, что будет сейчас, после его гибели. Могу лишь предположить, что государству будет выгодно, чтобы его место занял человек из ближайшего окружения Усояна».

Сегодня многие гадают, что будет дальше в криминальном мире и, в частности, в его свердловском ареале. Недавно было совершено покушение на екатеринбургского смотрящего. После удавшегося покушения на Хасана некоторые СМИ стали связывать это с обострившимися отношениями в криминальной среде.

«Это местные, мелкие разборки. Не более», – убежден источник ВВ.

Впрочем, вопрос «а что дальше?» может разрешиться в ближайшее время.

«По понятиям кто-то из близких Хасана должен дать клятву над могилой: «Мы за тебя отомстим», – говорит источник «ВВ» из криминальной среды. – Многое будет зависеть от того, кто это скажет и кому пригрозит местью».
Антон Ненков © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике

Еще новости >>>