Оппозиционная «вендетта» – фракция «Справедливой России» вынудила «единороссов» пойти на уступки

Депутаты разменялись «баш на баш»: должность вице-губернатора – на поправку в Избирательный кодекс области


19.06.2012

Заседание Заксобрания, прошедшее 19 июня, выдалось «жарким». Рассмотрение небольшой повестки (всего 10 вопросов) растянулось почти на целый день – прения приняли принципиальный характер. В результате фракция «Справедливой России» решилась на экстраординарную акцию протеста: «итальянскую забастовку».

Первым вопросом в повестке заседания стало одобрение назначения на должность премьер-министра области Дениса Паслера. Особых вопросов у оппозиции не возникло, приняли большинством голосов (при одном голосе «против») – депутаты готовились к решающей битве за третий и четвертый пункты повестки.

Дело в том, что проект закона № ПЗ-987 «О внесении изменений в Устав Свердловской области» являлся, по словам инсайдеров, для «единороссов» жизненно важным, его необходимо было принять сегодня, ведь речь там шла о введении должности вице-губернатора.

В свою очередь, оппозиция настаивала на внесении поправок в № ПЗ-989 «О внесении изменений в Избирательный кодекс Свердловской области». Подобная диспозиция привела к неминуемому цейтноту.

– Так же, как в древности один из ораторов в конце каждого выступления повторял: «Карфаген должен быть уничтожен», так и я в каждом своем выступлении буду возвращаться к поправкам в Избирательный кодекс, – заявил с трибуны лидер фракции КПРФ Дмитрий Шадрин, обращаясь к «единороссам». – Мы готовы поддержать изменения в Устав, если вы поддержите наши поправки в Избирательный кодекс.

Законопроект № 987 был принят в первом чтении, однако поправки оппозиции в ПЗ-989 были, тем не менее, отклонены.

– Если они не готовы к диалогу, изменения в Устав мы им принять не дадим, – заявил Дмитрий Шадрин. По его словам, три оппозиционные фракции договорились сорвать голосование по ПЗ-987 (в данном случае необходима была поддержка двух третей, а не простого большинства).

Итак, Заксобрание раскололось на два лагеря, каждый из которых не собирался уступать. В частности, для оппозиции вопрос встал ребром – добиться хоть какого-то изменения решения «единороссов».

Здесь нужно сделать небольшое отступление. Дело в том, что в принятом федеральном законе о выборах губернаторов два момента оставлены на усмотрение регионов: возможность участия в выборах губернаторов самовыдвиженцев и уровень так называемого муниципального фильтра (кандидат в губернаторы должен будет заручиться поддержкой определенного количества муниципальных депутатов). Президент РФ предложил региональным депутатам самим решить, каким будет этот ценз, предложив «вилку» от 5% до 7%. Госдума расширила ее до 5-10%. Инициаторы свердловского законопроекта (депутаты-«единороссы») утвердили девятипроцентный барьер (иными словами, для того, чтобы какая-либо партия смогла провести своего кандидата на выборы губернатора, ей необходимо иметь в области 147 своих сторонников-депутатов). А также отказали самовыдвиженцам в праве участия в выборах губернаторов.

Спор вокруг этих двух моментов начался еще на стадии рассмотрения документа в комитете. Однако глава фракции «Единой России» Виктор Шептий на уступки не пошел.

Оппозиционные депутаты подготовили соответствующие поправки (разрешить участие в выборах самовыдвиженцев и снизить муниципальный ценз до 5%) и вынесли их на заседание Заксобрания, однако большинством голосов обе они были отклонены.

В ответ фракция «Справедливой России» решилась не беспрецедентный для свердловской политической арены шаг – начала так называемую «итальянскую забастовку», искусственно затягивая процесс голосования.

Несколько депутатов подготовили поправки, суть которых была в изменении ценза с 9% до 5,01%, 5,02% и так далее. Естественно, заседание застопорилось. Согласно регламенту, из процесса голосования нельзя выйти, пока не будут рассмотрены все поправки, а их забастовщики подготовили 156. И за каждую необходимо было проголосовать.

– Вопрос уже не в том, какого именно процента добиться, а в том, чтобы «унизить» Шептия, – заметил депутат Нафик Фамиев. – Они хотят показать свою влиятельность, но оппозиция тоже пошла на принцип.



«Не хотите работать головой, будем работать руками», – прокомментировал происходящее выступивший первым автор части поправок, лидер фракции «Справедливой России» Александр Караваев.

«Совсем офонарели», – прошептала Людмила Бабушкина, в очередной раз оглашая название и текст очередной поправки.

Эстафету у Караваева принял депутат Андрей Жуковский. Подробно описывая каждую поправку, депутат еще больше затягивал время.

Наконец, г-н Жуковский предложил коллегам удалиться на обеденный перерыв (с 13:00 до 14:00) и в неформальной обстановке «за обеденным столом» подумать о компромиссах.

«А вы готовы отозвать свои поправки, если компромисс будет достигнут?» – уточнил у однопартийца депутат-«справедливоросс» Дмитрий Ионин.

«Конечно!» – как по нотам отозвался Андрей Жуковский. На том и порешили.

– В настоящее время мы начали переговоры с фракцией «Единой России», они уже согласились снизить ценз до 8%, однако мы настаиваем на 7%, – прокомментировал во время перерыва Андрей Жуковский корреспонденту «ВВ» ход переговоров. По его собственным словам, «эсеры» не намерены отступаться от своих требований и полны решимости продолжать забастовку.

Впрочем, лидер фракции КПРФ был настроен пессимистично: «Они сломаются на 8%».

Обед растянулся более чем на полтора часа. В итоге спикер Людмила Бабушкина объявила еще один перерыв, до 15:00. Наконец, депутат Жуковский вновь вышел на трибуну и в устной форме отозвал свои поправки. Его примеру последовали и остальные.

В итоге Дмитрий Шадрин оказался прав: «итальянскую забастовку» свернули, добившись принятия очередной поправки в законопроект, которая снижала барьер до 7,9%.

В третьем чтении за ПЗ-989 проголосовал 31 депутат, семь – против и один не голосовал вообще.

– Этот законопроект войдет в историю, – прокомментировал один из инициаторов забастовки. – Потомки будут его изучать, диссертации писать по нему.

С другой стороны, оппозиция «выторговала» всего 1,1%. Планку в 7,9% в настоящее время сможет преодолеть лишь «Единая Россия» – ни у одной из оппозиционных партий не хватит своих представителей в муниципальных думах. Так что разница между 9% и 7,9%, мягко говоря, неочевидна.

– Они имели на руках все возможности добиться 5%-го фильтра, добиться участия самовыдвиженцев, но все потеряли, – с горечью заметил депутат Евгений Касимов. – Не знаю уж, на чем их сломали. А ведь Александр Бурков (лидер свердловской «Справедливой России». – Прим. «ВВ») дал им четкую установку: требовать 5%!

С другой стороны, депутат Владимир Коньков настроен более оптимистично. По его словам, та же КПРФ уже по итогам серии осенних муниципальных выборов 2012 года способна существенно увеличить число «своих» депутатов в муниципалитетах. Так что, отмечает г-н Коньков, ситуация не так уж и безнадежна – нужно готовиться к предвыборным кампаниям.

С депутатом согласен и директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин.

– Я думаю, что за пять лет, до выборов губернатора, оппозиционные партии сумеют нарастить свое влияние в регионе, – считает эксперт. – 7,9-процентный барьер преодолеют и «справедливороссы», и КПРФ, и, может быть, даже ЛДПР. Впрочем, возможно, что за это время на политическую сцену выйдут и другие политические игроки, например, движение «В защиту человека труда».
Сергей Мальцев © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике

Еще новости >>>