Пожары в свердловских лесах будут тушить на Subaru. Автопристрастия чиновников

Похоже, что призывы Кремля быть скромнее в бюджетных расходах пока остаются только словами для свердловчан


26.03.2012

Госслужащие, как и прежде, тяготеют к роскоши, не стесняясь расходовать бюджетные деньги. Одними из последних отличились служащие Уральской базы авиационной охраны лесов, которые обновили свой автопарк представительскими иномарками почти на 4 миллиона рублей, среди которых Subaru Forester и Subaru Legacy. Тем временем эксперты полагают, что существующая процедура госзакупок только усугубляет проблему коррупции среди чиновников, не чурающихся шикануть на деньги налогоплательщиков.

23 марта был завершен тендер на покупку легкового автомобиля Subaru Legacy Outback 2.5 i в дорогой комплектации. Этот заказ (Заказ № 0162200011812000267) разместило бюджетное свердловское учреждение «Уральская база авиационной охраны лесов». Стоимость служебной иномарки составляет почти полтора миллиона рублей – 1 430 975 рублей.

Эту машину лесные пожарные захотели приобрести еще в январе, однако тогда аукцион (Заказ № 0162200011812000028) по каким-то причинам не состоялся. Их потребности в служебном авто удовлетворила скромная Toyota Corolla стоимостью чуть менее 700 тысяч рублей. Однако, по всей видимости, в организации эту машину посчитали не совсем подходящей для тушения лесов, возобновив аукцион на Subaru.

Автомобили этой марки, судя по всему, в чести у пожарных лесов, ведь Legacy – не единственная модель, приобретенная под этим брендом. В декабре прошлого года Уральская база авиационной охраны лесов разжилась Subaru Forester в последнем кузове за 1 миллион 390 тысяч рублей (Заказ № 0162200011811001546). Не нужно быть специалистом, чтобы понять, что с тушением лесных пожаров это представительское авто связано только формально – названием Forester.

Стоит отметить, что после печально известного лета 2010-го, когда в регионе сложилась чрезвычайная ситуация по лесным пожарам, власти всерьез задумались о пожарной безопасности, не скупясь на ее финансовое обеспечение. Так, например, областным долгосрочным бюджетом предусмотрена целевая программа («Материально-техническое обеспечение госучреждений Свердловской области в области лесных отношений (лесничеств) и государственного учреждения Свердловской области «Уральская база авиационной охраны лесов» в целях обеспечения пожарной безопасности на землях лесного фонда Свердловской области на 2011–2013 годы»), реализация которой только в 2012 году обойдется казне в 82,5 миллиона рублей.

В Уральской базе авиационной охраны лесов рассказать о целях покупки двух Subaru нам отказались. Но с другой стороны, становится понятно, что при таких щедрых бюджетных вливаниях трудно не поддаться соблазну и не украсить свою материально-техническую базу какой-нибудь иномаркой представительского класса. Тем более что, по последним наблюдениям, сегодня покупка дорогих авто стала особенно актуальна для российских чиновников.

Напомним, некоторое время назад стало известно о новой инициативе Минэкономразвития РФ об ограничениях стоимости госзаказа служебных автомобилей. Согласно новому закону, который, предположительно, будет внесен в Госдуму через 2 месяца, транспортные расходы чиновников станут намного скромнее. В связи с этим сегодня наблюдатели отмечают настоящий всплеск спроса на авто класса люкс на сайте госзакупок. Только за минувший месяц количество заказов машины от 50 тысяч долларов превысило предложение.

Тем временем, пока чиновники из соседних областей организовывают аукционы на Toyota Land Cruiser 200, свердловские госслужащие слывут более сдержанными в своих пристрастиях. Абсолютным автомобильным трендом на Среднем Урале по праву можно считать Toyota Camry, которая почти в 2 раза дешевле своего старшего брата-внедорожника. В «навороченной» комплектации ее цена, как правило, не зашкаливает за 1,5 миллиона рублей.

Так, в течение трех последних месяцев 3 районные администрации Екатеринбурга разместили заказ на покупку «Камри». Последней о желании приобрести служебный автомобиль заявила администрация Верх-Исетского района, разместив заказ (Заказ № 0162300005312000723) 13 марта. Из технического задания видно, что чиновники решили не скупиться и заказали Camry самой дорогой комплектации «Люкс», цена которого начинается от 1,43 миллиона рублей. Из дополнительных опций указывается комплект зимней резины, обошедшийся в 70 тысяч рублей. Итого государственный тендер потянул ровно на 1,5 миллиона рублей.

В распоряжении главы Верх-Исетского района будет служебный автомобиль с 6-ступенчатой коробкой-автомат с двигателем в 3,5 литра, кожаным салоном, трехсезонным климат-контролем. Шагая в ногу со временем, чиновник решил сразу «напичкать» рабочее средство передвижения современными гаджетами – аудиосистемой премиум-класса с десятком динамиков, цветным LCD-дисплеем, а также навигационной системой – видимо, чтобы не заплутать в родном районе.

В свою очередь Чкаловская администрация в январе текущего года разместила аналогичный заказ (Заказ № 0162300005312000074). Но Camry чкаловского главы оказалась дешевле на 250 тысяч рублей, хотя в автомобиле предусмотрены опция зимнего автозапуска и камера заднего вида. Месяцем позже о покупке служебного автомобиля задумались в Ленинском районе (Заказ № 0162300005312000223). Требования к машине оказались примерно те же: год выпуска 2012, коробка-автомат, цветной LCD-дисплей, аудиосистема с возможностью управления через iPad, тонировка стекол.

Так же как и районные чиновники, на Camry предпочитают ездить и служащие «белого дома». В начале февраля автопарк областного правительственного гаража пополнился на 5 новеньких серебристых «Тойот». Начальная стоимость заказа (Заказ № 0162200011811001725) с 7,5 миллионов рублей после проведения «косметического» тюнинга возросла почти до 9,2 миллиона. Отметим, до этого – месяцем раньше – в гараж поступило еще 2 аналогичных автомобиля, на покупку которых было выделено более 3,6 миллиона рублей (Заказ № 0162200011811001604). Примерно в это же время новым авто обзавелся свердловский министр финансов. Только, в отличие от других чиновников кабмина, Константин Колтонюк предпочел передвигаться на белой Toyota Avensis почти за 1,1 миллиона рублей (Заказ № 0162200011811001004).

Camry завоевала себе популярность и среди госслужащих в сфере искусства. Например, в декабре Toyota Camry «Элеганс Плюс» (Заказ № 0162200011811001438) появилась и в распоряжении такой бюджетной организации, как Дворец молодежи, на реконструкцию и модернизацию которого, так же как и на тушение лесных пожаров, предусмотрено немало бюджетных миллионов.

Депутата свердловского парламента Георгия Перского стремление свердловских властных элит к автомобильной роскоши, по его признанию, уже ничуть не удивляет.

– Тон задал губернатор Мишарин своим «Мерседесом». И служащим авиабазы за их Subaru тоже ничего не будет. И в этом случае я согласен с предложением, который когда-то внес Немцов, пересадить всех российских чиновников на отечественные автомобили, хоть на ё-мобили. Представляете, сколько в год заказывается служебных автомобилей! Этим госзаказом можно было бы обеспечить Горьковский автозавод на несколько лет вперед. С другой стороны – мы уже не деревенские, и могли бы выставить требования с учетом существующих потребительских требований, – высказал свое мнение депутат Перский.

Кроме того, как и многие, Георгий Перский полагает, что проблему злоупотребления бюджетными деньгами усугубляет сама процедура госзаказа. По мнению депутата, покупка всех служебных автомобилей должна осуществляться централизованно.

– Недавно был случай: по программе модернизации медицины было закуплено 3 машины «скорой помощи», а когда позвонили на завод, то узнали, что производитель их продает на 500 тысяч дешевле, чем они были закуплены по аукциону, – рассказал Перский. – Как это получилось? Понятно, как: «Купи у меня 3 машины, я скидку твоей жене потом сделаю». Чтобы избежать коррупции, необходимо все автомобили покупать централизованно. Сегодня же с госзакупками – полный бардак: нагородили огород, каждый в своем уголке сидит и объявляет аукционы на какие-нибудь «Мерседесы» и «Субару». Отследить невозможно.

В настоящее время половина дорогих государственных аукционов проводится в обход конкурентных процедур и носит чисто формальный характер, полагают эксперты национального антикоррупционного комитета. Уже ни для кого не секрет, что сейчас система госзакупок, в том виде, в котором она существует, обслуживает личные интересы чиновников. А требование открытости проводимых аукционов способствует тому, что традиция покупки роскошных автомобилей с кожаным салоном, спускаясь от высокопоставленных чиновников до районных администраций, становится неким трендом.
Ксения Постовалова © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике

Еще новости >>>