Свердловское УФАС: победы над «Лукойлом», РЖД, «Ростелекомом» и УК «Верх-Исетская»

Интервью с главным свердловским антимонопольщиком Татьяной Колотовой


19.01.2012

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области подводят итоги 2011 года. До появления официального отчета глава Управления Татьяна Колотова рассказала корреспонденту «ВВ» о том, чем запомнился год. Итоги войн за дешевый бензин для свердловчан, как ОАО «РЖД» придумывает цены на свои билеты и почему управляющие компании на жилищном рынке не имеют права взимать плату с провайдеров – в интервью «Вечерних Ведомостей».

Свердловская область вообще регион во многом уникальный: географический, экономический и социальный центр России. Вот и региональное управление ФАС такое. На примерах дел, которые тут рассматриваются, потом учатся антимонопольщики всей России. Наиболее известный пример – дело бензиновых монополистов 2008 года, когда впервые в стране удалось не только доказать сговор, но и наказать компании за это, причем весьма строго: штрафы достигли 200 млн рублей. Те потом долго судились, и в минувшем, 2011 году в этом деле наконец-то была поставлена точка – апелляционный суд окончательно постановил: решение УФАС было абсолютно верным и законным.

В этом же году, кстати, ведомство создало еще один, новый прецедент: свердловский филиал ОАО «РЖД», монополиста железнодорожных перевозок, был наказан за взимание денег за право продажи своих билетов.

– Татьяна Родионовна, с чем чаще всего приходится сталкиваться? К каким компаниям и по каким поводам чаще всего возникают вопросы у свердловского УФАС?

– Нефтепродукты – это постоянно актуальный рынок, в том числе и потому, что там постоянно много нарушений. Поэтому он постоянно под контролем общественности, граждан и, соответственно, нашим. Еще – электроэнергетика, в частности вопросы, связанные с технологическими подсоединениями, вопросы, связанные с поведением сетевых компаний. А еще есть связь. Там самые разные вопросы возникают, связанные с пропуском трафика и с интернет-услугами, провайдерами и, несколько реже, по предоставлению услуг междугородней связи. Вот, недавно был пример с «Ростелекомом», когда он переманивал к себе клиентов ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком». И наконец, железнодорожные перевозки – тоже один из самых актуальных вопросов, направлений работы, поскольку касается каждого и нарушений тоже хватает.

Как «Газпромнефть» c «Лукойлом» договорилась

– Вы сказали «нефтепродукты». Можно об этом подробнее? Все-таки как минимум раз в месяц эта тема для области становится «горячей».

– У нас самым «горячим» в этом плане был 2008 год, мы тогда рассматривали дело «о сговоре», когда цены у компаний шли один в один. Буквально: «Газпромнефть» назначит цену, через неделю «Лукойл» ставит точно такую же на своих заправках. В итоге мы выдали предписание, запретили им так действовать и оштрафовали. Потом прошло несколько судов, и вот, в 2011 году в деле поставлена точка – суд признал наши действия и решения абсолютно верными. А в итоге они стали проводить независимую политику. И, кстати, они же от этого и выиграли! Мы ведь постоянно мониторим этот рынок, в том числе следим за тем, как идут дела у компаний. Так вот, к примеру, «Газпромнефть» 92-й бензин стала продавать значительно больше: цены стали ниже и объемы продаж значительно выросли.

Кстати, это дело стало прецедентом: все подобные споры в стране, которые возникали у региональных УФАС и местных продавцов нефтепродуктов, разбирались с учетом нашего опыта. Да и многие дела были начаты именно после нас, на основе наших наработок.

– Значит, благодаря работе УФАС цены на бензин в области стали самыми низкими в УрФО?

– В общем-то, нет. Мы лишь следим за рынком, чтобы соблюдались правила. А с уровнем цен Свердловской области просто повезло. У нас исторически сложилось, что работают две крупные компании – «Лукойл» и «Газпромнефть» – и заводы, с которых они возят нефтепродукты, не сильно далеко расположены. «Газпромнефть» возит бензин из Омска, а «Лукойл» в основном из Перми. То есть изначально себестоимость бензина для области получается низкой. А благодаря тому, что две эти компании занимают солидные доли рынка и между собой сильно конкурируют, им приходится и цены сдерживать. Все-таки когда компания одна, как, например, в Челябинске, и держит 80 % рынка – там ей, конечно, проще проводить свою ценовую политику, и сложно потом будет доказать, что нарушение есть. А нам просто повезло в этом плане.

Но вообще мы мечтаем, чтобы к нам зашел на рынок какой-то третий крупный игрок. Вот, «Роснефть» зашла сейчас с мелкооптовыми продажами. Пока она в розницу не идет, но очень хотелось бы. Ну, или кто-нибудь другой, у кого есть заводы поближе. «Башнефть» могла бы. Уфа, откуда они возят бензин, тоже ведь от нас недалеко.

Как РЖД снимает деньги с регионов

– Какие еще интересные, значимые дела были за год?


– Вот, очень интересное дело в этом году было, связанное с реализацией железнодорожных билетов. Тоже беспрецедентное, кстати. Во-первых, это дело касается всей РФ, потому что ОАО «РЖД» так ведет дела по всей стране. Во-вторых, случай сам по себе очень интересный.

Железная дорога большую часть своих билетов распространяет не сама, а через различные городские кассы и турфирмы. Да и все уже привыкли к комфорту – желающих ехать на вокзал и стоять там в очередях все меньше. Так вот, ОАО «РЖД» заключает договор с контрагентами на реализацию билетов. И в этом договоре есть интересный пункт, по которому не ОАО «РЖД» платит агентские за то, что контрагент помог найти клиента, а наоборот – контрагенты обязаны отчислять монополисту деньги за право продавать его услуги.

Естественно, что это и на цене билетов отражается. В этом году мы вынесли решение о том, что подобный пункт в договорах с контрагентами незаконен. Вот теперь посмотрим: сразу послушают или судиться будут. Мы готовы доказывать свою точку зрения в суде.

Как «Ростелеком» «пакеты» набивает

– Простые граждане часто к вам обращаются?


– Да, очень много обращений от населения. Вот, к примеру, по связи было рассмотрено дело в отношении «Ростелекома» – житель микрорайона Академический заключил договор на кабельное телевидение. За 50 рублей – 16 каналов, а компания потом, без его согласия, изменила формат своих пакетов и стала предъявлять квитанции на 200 рублей. Просто поставили перед фактом, что каналов он будет теперь больше смотреть и платить тоже придется больше. Гражданин возмутился, написал в «Ростелеком», что ему много каналов за дополнительную плату не надо. А ему ответили, что данный пакет каналов в настоящее время – минимальный. В итоге этот телезритель обратился к нам. Мы это дело рассмотрели, выдали предписание: чтобы ему пересчитали квитанции и чтобы компания впредь придерживалась изначально заключенного договора.

Не знаю, насколько это значимо для этого гражданина – он сначала приходил на заседания, потом утратил всякий интерес. Всем кажется, что вот они написали письмо – и все: завтра антимонопольный орган по телефону позвонит – и проблемы будут решены. Но мы не работаем «по телефонным звонкам» или по каким-то еще там сообщениям. Для того, чтобы любое дело разрешить, нужно собрать массу материалов, удостовериться, что компания занимает доминирующую позицию (без чего мы дело рассматривать просто не можем и должны переадресовать его), провести большую аналитическую работу с договорами и так далее.

Предписание по этому делу было исполнено – они отозвали счета. Но от гражданина никакой реакции нет. Хоть бы «спасибо» сказал. А то ведь иногда и не знаешь просто: вот проделываешь огромную работу, а человеку, получается, это вроде и не нужно. Это расстраивает, да и просто всегда ведь приятнее работать, когда видишь потом человека, которому помог. А если видишь, что для него это значимо, так и дальше работать и легче и интереснее.

Как провайдеров от УК «Верх-Исетская» защитили

– Вот вы упомянули «Ростелеком», а в начале разговора говорили, что очень много вопросов по поводу Интернета возникало в этом году.

– Да, Интернет сейчас просто уже перешел в разряд каких-то необходимых бытовых явлений, как горячая вода в квартире. Естественно, что у населения возникает масса нареканий. В основном по тарифам и договорам. Но это в большинстве случаев не к нам – в Роспотребнадзор. Но появилась недавно у нас и другая «модная тенденция», связанная с Интернетом. Управляющие компании «наглеют». Вот, например, у нас есть тоже решение, достаточно сложное, мы его недавно лишь выпустили. В действиях управляющей компании «Верх-Исетская» признали координацию экономической деятельности операторов связи в части предоставления услуг по доступу в Интернет. Суть в том, что одних операторов они пускали в дома, других – нет. И они там сражались с компанией «Инсис» за то, чтобы взять с них определенную сумму, довольно высокую, которую платить, собственно говоря, и не за что.

Мы в результате пришли к таким выводам. Любой гражданин имеет право выбрать любого оператора, который работает в пределах его муниципального образования. Поэтому вопроса о том, кого допускать в дом для установки сетевого оборудования, кого нет, просто не должно быть. В любом случае УК не имеют никакого права подобные решения принимать – они обязаны пускать всех и даже не имеют права плату за это брать. Если только собрание самих жильцов дома не решит иначе. И это не только Интернет: управляющие компании вообще не имеют никаких прав, кроме обязанности управлять собственностью граждан в тех пределах, в которых они ей это доверили: электроэнергия, коммуналка, уборка и так далее.

– Любой гражданин имеет право написать в свою управляющую компанию заявление о том, чтобы оператора пустили на крышу, а УК имеет право лишь следить за безопасностью и чистотой там?

– Да. В идеале любое количество компаний должно присутствовать в каждом доме.

– А если требования не выполняются, гражданин может обратиться к вам?

– Конечно, не стоит стесняться. Я всегда это всем говорю. Более того, почему-то часто забывается, что есть закон, по которому обязанность любого госоргана, даже если это не его полномочия, в течение 7 дней ответить гражданину. Если дело оказывается не в нашей подведомственности, мы всегда это объясним и посоветуем обратиться в госорган, который данным вопросом занимается.

Как писали «На деревню, Путину»


– Курьезные случаи часто бывают?

– Да постоянно. Вот, к примеру, случай в поселке Исеть. Гражданин проживает в доме, который оказался крайним для теплосетей, в конце трубы находится. Жильцы установили счетчики горячей воды. А поскольку дом крайний в поселке, то вода почти холодная. Когда люди открывают кран, сначала приходится очень много воды спустить в канализацию, а счетчик-то «мотает». Этот гражданин сначала вызвал контролирующий орган. Составили протокол, что температура не соответствует существующим нормам. И потребовали уменьшения платы. А управляющей компании это невыгодно, и они попросту отключили воду, заявив, что раз вода не соответствует параметрам, значит, они ее и поставлять не имеют права. Мы признали это решение необоснованным, выдали предписание. УК попробовала судиться, но суд встал на нашу сторону. Интересно, что представители УК пытались заявить на суде, что отключили горячую воду исключительно из-за заботы о здоровье жильцов! Мол, в такой воде может опасная инфекция завестись, поэтому и отключили, чтобы никто не умер случайно. На что мы им ответили, что их обязанность – следить за качеством поставляемых услуг, за это они деньги получают, а не искать себе оправдания.

– Что еще забавного произошло?


– Вот, под конец года к нам электронное письмо прислали. Из администрации президента – оно к ним сначала пришло. Указаны только имя, фамилия, электронный адрес и вид деятельности: «космическая деятельность». И текст: «Здравствуйте, господин Путин, являясь частным предпринимателем в г. Лесной работал на заправочной станции, а теперь поставщики подняли цены сверх меры, работать стало невыгодно и пришлось дело закрыть». И вот что мы должны теперь с этим делать? Надо теперь найти как-то этого предпринимателя, пусть он везет документы, какие у него есть…

А вообще, хотелось бы граждан попросить просто быть внимательнее к документам, договорам, которые они подписывают. И не лениться в спорных моментах настаивать на документальном оформлении. Огромная часть жалоб, претензий возникает, когда что-то не посчитали важным, поленились разобраться. Ну и в любом случае, если возникают вопросы – мы всегда рады помочь. Просто хотелось бы, чтобы и граждане ответственнее относились к своим делам. Так нам быстрее и легче разобраться. И выше вероятность, что мы сможем помочь.
Игорь Чукреев © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике

Еще новости >>>