Переселенцы-«заложники»

Почему первоуральцы отказываются выселяться из ветхих домов?


12.02.2018

Жильцы ветхих домов в Первоуральске столкнулись с привычной в наше время проблемой строительства нового, но уже непригодного жилья. 13 семей отказываются переезжать в новостройки и жалуются на сырость, плесень и холод в квартирах.

Девять домов в Первоуральске (Мамина-Сибиряка, 3; Мамина-Сибиряка, 5/1; Розы Люксембург, 10; Зои Космодемьянской, 22; Папанинцев, 22а; Химиков, 3; Сакко и Ванцетти, 6; Цветочная, 3; Цветочная, 5) были построены в 50–60-х годах прошлого века и признаны аварийными в 2010–2011 годах, а в прошлом году проживавшие в них 274 человека, наконец, дождались новых квартир в домах, построенных по президентской адресной программе переселения из аварийного жилья.

В микрорайоне Динас для переселенцев было построено три дома: один по адресу улица Кирова, 3/1, и второй, двухсекционный, по адресу Кирова, 3, корпуса № 2 и № 3. Ранее мы уже писали о том, как шло строительство домов. Один из них начал рушиться еще до ввода в эксплуатацию — обвалились плиты.



«Я квартирой это не могу назвать. Первым вопросом у нас была плесень, из-за чего мы, собственно, и не подписали договор. Вентиляции, вытяжки вообще никакой. Ширина комнат 2,40, коридора — 1,15. Я просто должна, получается, кровати вдоль стен расположить и больше вообще ничего не могу туда поставить. Мы все знаем, из чего строился этот дом (по мнению жильцов, из строительного мусора. — Прим.). Куда они нас хотят переселить, я считаю, что это аварийное жилье», — говорит Наталья Чухарева и добавляет, что подала на апелляцию.

Осмотр квартир, в общем, произвел противоречивое впечатление. С одной стороны, трещины на стенах и неудобная планировка, с другой — плесени нет, представители администрации заверяют, что постоянно работают с жалобами жителей и устраняют все недостатки.

Переселенцы-«заложники»


«На сегодняшний день таких семей у нас 13, которые по определенным причинам не переезжают. Но этих причин на самом деле нет. Были жалобы, связанные с отоплением, что было холодно. Просто, когда люди переезжали, было начало зимы, отопление еще не включали. Была влажность, потому что не просох дом, не успел еще просохнуть. Были просьбы о том, чтобы отрегулировали окна, двери. Есть даже такие, кто просил поменять двери. Также мы шли на уступки жителям и делали перепланировки. Мало того, некоторым вместо ванн устанавливали душевые кабины. На сегодняшний день администрация сделала все, чтобы понять беспокойство жителей», — говорит Наталья Сычева.

Однако чем больше мы общались с переселенцами и «отказниками», тем быстрее пропадал наш оптимизм.

Война с плесенью

Несмотря на заявление администрации о том, что проблемы с плесенью и отоплением решены, можно решительно сказать: это неправда. Мы поговорили с новоселами, а также теми, кто отказывается от квартир, и собрали их жалобы.

«Очень узкие окна, как в колонии. На кухне у нас постоянно горит свет, потому что кухня очень темная. Но самое главное, у нас была плесень. Ее удаляли, переклеивали обои, но до конца не убрали: то там, то там постоянно выскакивает. У нас трехкомнатная квартира, но комнат, по сути, нет, они очень узкие: то есть, например, комната 7 м в длину, а сколько в ширину, я даже не знаю. Но по форме, в общем, трамвай. Другая комната хоть и квадратная, но очень маленькая. Это при том, что площади нам дали даже больше. Окна сырые. В ванной битая плитка. Обещают сделать», — рассказывает Лидия Бизяева.

Переселенцы-«заложники»

Переселенцы-«заложники»

Переселенцы-«заложники»
Такая плитка в ванной была изначально и остается до сих пор


«Окна неправильно установили. Почему-то потеют. Зимой дует, холодно. Плесень прогрессирует. Приходят, пытаются ее устранять, но толком не получается. Вот сейчас новая опять появилась в комнате, посередине стены», — говорит Дмитрий Казаков.

Переселенцы-«заложники»

Переселенцы-«заложники»

Переселенцы-«заложники»


«В окне щель огромная, дует сильно, затыкаю тряпками. В ванной мокнет потолок и стена. Из-за этого известка сыпется. Я жаловалась, но пока ничего не устранили», — жалуется Валентина Бахвалова.

Переселенцы-«заложники»

Переселенцы-«заложники»


«Не устраивает планировка. Сейчас у меня нормальная однокомнатная квартира: кухня, комната и коридор. А на Динасе мне дают квартиру-студию. Площадь такая же, но одно окно», — поделилась Элина Пономарева.

«У нас холодно в квартире. Батареи вверху горячие, внизу холодные. От окон дует. Плесень изначально была, но сейчас ее убрали, обои переклеили», — говорит Александр Репин.

«Поначалу было очень много недоделок, сейчас их устраняют. Были проблемы с вентиляционной шахтой, сейчас все переделывают. Мы еще не знаем, как поведет себя крыша, когда снеготаяние будет. Ждем сюрпризов. Окна текут, продуваются, температура выше 22 градусов не поднимается — эти проблемы не решены. Также на большую комнату у нас всего несколько секций батарей, которые изначально не могут прогреть комнату. Воздух тяжелый в квартире, сырость, чувствуется запах сырой штукатурки», — рассказала жительница, не пожелавшая называть свое имя.

«Пластиковые окна текут. Плесень только что убрали, но все равно, мне кажется, будет еще. Заходишь в квартиру, и если окна не открыты, то есть сырость», — сообщила Юлия.

Справедливости ради отметим, что одна из опрошенных нами жительниц нового дома сказала, что полностью довольна новым жильем, хотя при этом подтвердила, что плесень изначально была.

А вот что рассказал нам один из мастеров, который занимается устранением неполадок в доме по жалобам жителей: «Там, где пошла плесень, мы чистим, обрабатываем и заново шпаклюем, красим».

Получается, что идет борьба с проявлениями проблемы, но причина не устранена, и плесень постоянно дает о себе знать. А что если жильцы захотят уехать в отпуск всей семьей? Ведь не оставлять же квартиру на микропроветривание. В какую квартиру они потом вернутся?

К слову о сырости, в этом отношении интересен вопрос затопления подвала и протекания крыши. 20 октября дом проверяла прокуратура Первоуральска, которая выявила неисправность системы водостоков и подтопление подвального помещения двух подъездов. Сейчас, по словам пресс-секретаря администрации, эти проблемы устранены. При этом подвал нам показывать не стали, ссылаясь на то, что нет ключей и нужно было договариваться о просмотре заранее.

Выселение любой ценой?

Но чем дальше — тем интереснее. Некоторые из переселенцев рассказали, что изначально, увидев, какое жилье им предлагают, не хотели переезжать. После этого им стали разбивать окна, ломать и поджигать двери.

«Мы проживали по адресу Цветочная, 5, и выселялись последними. 28 декабря у нас украли деньги (5 тысяч), часы, дорогие инструменты, ну и так, по мелочи. А 29-го мы съехали. Как только мы выехали, дом на Цветочной сровняли с землей», — рассказала Лидия Бизяева.

«Я отказывался переезжать, пока здесь не устранят все замечания, но у нас (в старом доме по адресу Цветочная, 3. — Прим.) отопление, электричество отключили, и пришлось переезжать», — говорит Александр Репин.

«Мы не знаем, специально людей каких-то нанимали или хулиганы появились, но нам стали разбивать окна, ломать двери. То есть создали такие невыносимые условия, что мы буквально эвакуировались из квартиры, было опасно оставаться. Три дня мы не спали, вызывали полицию, а в конечном итоге просто собрались и поехали, потому что не было другого выхода», — сообщила одна из жительниц нового дома.

Мы осмотрели дом по адресу улица Зои Космодемьянской, 22, где на данный момент проживает только семья Борисовых, остальные жильцы съехали. Как минимум в двух местах разбиты окна.

Переселенцы-«заложники»

Переселенцы-«заложники»

Переселенцы-«заложники»


Ранее Сергей также рассказывал, что в начале сентября неизвестные подожгли входную дверь его квартиры. После всего случившегося семья приняла решение отправить детей к родственникам, оставаться здесь стало небезопасно.

В то же время, по словам Сергея Борисова, администрация привлекла к судебному процессу службу опеки. Мол, нельзя детям жить в таких условиях, в старом аварийном бараке.

При осмотре квартиры Борисовых мы обнаружили, что батареи холодные, при этом в соседних квартирах, уже опустевших, довольно теплые.

«Не согласна с тем, что эта квартира отключена от отопления, хотя бы уже потому, что нет такой технической возможности отключить отдельную квартиру. Если в остальных квартирах теплоснабжение есть, соответственно и в этой квартире оно должно быть. Другой вопрос, при каком температурном режиме проживают люди», — прокомментировала начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства городского округа Первоуральск Марина Шолохова, добавив, что специалисты проверят отопление в данной квартире.

Также Сергей сообщил, что тепло в их квартиру дали только 15 декабря.

Доследственная проверка

После того как о домах с плесенью написали несколько СМИ, ситуацией заинтересовался Следственный комитет. Была организована доследственная проверка.

«Проверка была зарегистрирована в конце октября 2017 года. 1 декабря было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава преступления. По имеющимся сведениям, нарушения были устранены», — сообщил старший помощник руководителя Следственного управления СК России по Свердловской области Александр Шульга.

Переселенцы-«заложники»


По мнению Сергея Борисова, в сложившейся ситуации контролирующие органы встали не на защиту конституционных прав граждан, а на защиту интересов администрации.

К сожалению, подобные ситуации с жильем для переселенцев сейчас не редкость. Миллионы бюджетных средств ежегодно тратятся на строительство домов, а в итоге многие жители оказываются «заложниками» программы переселения и местных властей.
Анна Коваленко © Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике

Еще новости >>>