Арамашевский острог. Прошлое и настоящее уральского села...
21.06.2016
Свои рассказы и записки о путешествии по Алапаевскому городскому округу Свердловской области я начал с поста об истории Курорта «Самоцвет» – «Истоки курортного дела на Среднем Урале и Георгий Жуков. Редкие фотографии». В 8 километрах от построенного в середине XX века Курорта находится старинное уральское село с замысловатым именем Арамашево. Поселение здесь возникло в период российской экспансии Урала и Сибири, как утверждает В. Шишонко в «Пермской летописи» 1884 года, в 1631 году.
Стратегическое значение поселения на берегу реки Реж, одной из крупнейших рек Урала, важной транспортной артерии, связывавшей в прошлые века Урал и Сибирь, подчеркивается версиями этимологии названия селения. «Ара» в переводе с тюркского означает «граница», а село находилось на границе башкирских и вогульских земель. Высокий берег, возвышающийся над рекой, служил естественной защитой и дозорным постом для возведенного здесь острога. На самой высокой точке села, на берегу Режа, на Церковном камне возведен храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Интересно, что возведение первого деревянного храма датируется 1631 годом, а «Википедия» указывает, что само село появилось год спустя, в 1632 году (https://ru.wikipedia.org/wiki/Арамашево). Думаю, что эта определенная ошибка редактируемой интернет-авторами энциклопедии возникла из-за невнимательности или неаккуратности.
Не буду пересказывать историю храма, который после закрытия в 1929 году подвергся разорению, восстановлен только в 2005-2012 годах, что отразилось на его внутреннем убранстве, где полностью отсутствуют старинные росписи. Гордостью храма являются иконы из старого храма, сохраненные сельчанами и возвращенные после восстановления прихода.
А вот и сам храм...
Вторым после храма объектом, который привлекает в село путешественников, является Крещенский родник. Родник свои чистые воды пробивает сквозь землю у подножия Церковного камня, в излучине Режа. Упоминания об источнике, по словам местных жителей, появляются вместе с первыми поселенцами. В каких архивных материалах это упоминание найдено, никто указать не смог, так что приходится этому верить на слово.
В 1962 году стараниями учителя географии Арамашевской средней школы И.С. Кесарева, при поддержке коллег, директора школы М.З. Шурыгиной, учителя биологии А.М. Батакова, создается школьный музей, который через 10 лет, не вмещаясь в один школьный класс, переезжает в деревянное здание школьного интерната, где шесть комнат оказались полностью занятыми экспонатами. В 2003 году музей стал муниципальным, получив одноэтажный кирпичный дом купца Загайнова постройки начала ХХ века (в издании «Музейный гид» 2012 года Благотворительного фонда В. Потанина этажность дома увеличена до двух).
Именно здесь размещены выставочные залы Арамашевского краеведческого музея и сегодня. В музее несколько залов:
- истории села, с элементами временных экспозиций:
- стилизованный зал под русскую избу:
- народные ремесла:
- зал боевой славы:
- школьный зал:
В отдельном помещении располагается музейный киоск и комната для распития чая.
Марина Колесник, хранитель фондов, мне указала на количество единиц хранения. Их в этом музее около 2 500. Ежегодное посещение – около 10 000 человек.
Сегодня в Арамашево проживает около 1000 человек, при этом в летние месяцы, с прибытием сюда дачников, жизнь кипит, замирая на несадовый период.
Мне не довелось увидеть обособленное подразделение музея – «Избу с уральской росписью», но, честно говоря, особого сожаления этот факт не вызвал, так как в 44 километрах от Арамашево находится Музей-заповедник деревянного зодчества Нижняя Синячиха. Не уверен, что арамашевская изба могла бы конкурировать с экспозицией заповедника.
Большое количество старых утюгов, самоваров, счетных машин и радиотехники, элементов сельского быта, переполняющих музейные залы, на второй план уводят историю самого села, которая часто ассоциируется с историей храма на Церковном камне, а также ремеслами и хозяйственной утварью. Из краеведческого музей является скорее историко-бытовым... Учитывая, что его основные посетители – это отдыхающие Курорта «Самоцвет», может быть, такой экспозиционный ход и допустим, но с точки зрения знакомства с историей Урала и этим уголком Свердловской области музей будет малоинтересен тем, кто более-менее профессионально или на регулярной основе интересуется родным краем.
У Арамашевского краеведческого музея есть свой сайт (http://aramashevo-muzey.ru/), который из-за потери доступа к администрированию не обновляется с января 2015 года.
Вот так при посещении этого уральского села мне очень мало удалось узнать о его прошлом, чуть больше о настоящем и совсем ничего о будущем... Просто я это будущее, исходя из настоящего, не увидел...
Александр Аникин, интернет-журналист, блогер, член Союза журналистов РФ, руководитель АНО ЦКТ «Клуб уральских блогеров», входит в состав Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Свердловской области, в Общественный совет при МУГИСО.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Стратегическое значение поселения на берегу реки Реж, одной из крупнейших рек Урала, важной транспортной артерии, связывавшей в прошлые века Урал и Сибирь, подчеркивается версиями этимологии названия селения. «Ара» в переводе с тюркского означает «граница», а село находилось на границе башкирских и вогульских земель. Высокий берег, возвышающийся над рекой, служил естественной защитой и дозорным постом для возведенного здесь острога. На самой высокой точке села, на берегу Режа, на Церковном камне возведен храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Интересно, что возведение первого деревянного храма датируется 1631 годом, а «Википедия» указывает, что само село появилось год спустя, в 1632 году (https://ru.wikipedia.org/wiki/Арамашево). Думаю, что эта определенная ошибка редактируемой интернет-авторами энциклопедии возникла из-за невнимательности или неаккуратности.
Не буду пересказывать историю храма, который после закрытия в 1929 году подвергся разорению, восстановлен только в 2005-2012 годах, что отразилось на его внутреннем убранстве, где полностью отсутствуют старинные росписи. Гордостью храма являются иконы из старого храма, сохраненные сельчанами и возвращенные после восстановления прихода.
А вот и сам храм...
Вторым после храма объектом, который привлекает в село путешественников, является Крещенский родник. Родник свои чистые воды пробивает сквозь землю у подножия Церковного камня, в излучине Режа. Упоминания об источнике, по словам местных жителей, появляются вместе с первыми поселенцами. В каких архивных материалах это упоминание найдено, никто указать не смог, так что приходится этому верить на слово.
В 1962 году стараниями учителя географии Арамашевской средней школы И.С. Кесарева, при поддержке коллег, директора школы М.З. Шурыгиной, учителя биологии А.М. Батакова, создается школьный музей, который через 10 лет, не вмещаясь в один школьный класс, переезжает в деревянное здание школьного интерната, где шесть комнат оказались полностью занятыми экспонатами. В 2003 году музей стал муниципальным, получив одноэтажный кирпичный дом купца Загайнова постройки начала ХХ века (в издании «Музейный гид» 2012 года Благотворительного фонда В. Потанина этажность дома увеличена до двух).
Именно здесь размещены выставочные залы Арамашевского краеведческого музея и сегодня. В музее несколько залов:
- истории села, с элементами временных экспозиций:
- стилизованный зал под русскую избу:
- народные ремесла:
- зал боевой славы:
- школьный зал:
В отдельном помещении располагается музейный киоск и комната для распития чая.
Марина Колесник, хранитель фондов, мне указала на количество единиц хранения. Их в этом музее около 2 500. Ежегодное посещение – около 10 000 человек.
Сегодня в Арамашево проживает около 1000 человек, при этом в летние месяцы, с прибытием сюда дачников, жизнь кипит, замирая на несадовый период.
Мне не довелось увидеть обособленное подразделение музея – «Избу с уральской росписью», но, честно говоря, особого сожаления этот факт не вызвал, так как в 44 километрах от Арамашево находится Музей-заповедник деревянного зодчества Нижняя Синячиха. Не уверен, что арамашевская изба могла бы конкурировать с экспозицией заповедника.
Большое количество старых утюгов, самоваров, счетных машин и радиотехники, элементов сельского быта, переполняющих музейные залы, на второй план уводят историю самого села, которая часто ассоциируется с историей храма на Церковном камне, а также ремеслами и хозяйственной утварью. Из краеведческого музей является скорее историко-бытовым... Учитывая, что его основные посетители – это отдыхающие Курорта «Самоцвет», может быть, такой экспозиционный ход и допустим, но с точки зрения знакомства с историей Урала и этим уголком Свердловской области музей будет малоинтересен тем, кто более-менее профессионально или на регулярной основе интересуется родным краем.
У Арамашевского краеведческого музея есть свой сайт (http://aramashevo-muzey.ru/), который из-за потери доступа к администрированию не обновляется с января 2015 года.
Вот так при посещении этого уральского села мне очень мало удалось узнать о его прошлом, чуть больше о настоящем и совсем ничего о будущем... Просто я это будущее, исходя из настоящего, не увидел...
Александр Аникин, интернет-журналист, блогер, член Союза журналистов РФ, руководитель АНО ЦКТ «Клуб уральских блогеров», входит в состав Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Свердловской области, в Общественный совет при МУГИСО.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
© Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
В Екатеринбурге «сотрудники поликлиники» воруют деньги пациентов
Суббота, 23 ноября, 13.04
В Свердловской области водитель на внедорожнике насмерть сбил двух юных велосипедистов
Суббота, 23 ноября, 12.37
В Екатеринбурге в начале недели продолжат рассмотрение «тюменского дела»
Суббота, 23 ноября, 12.06