В туризм Свердловской области пора вернуть бренды. Азбука регионального туристического маркетинга
04.02.2016
Изучая и поднимая вопросы развития внутреннего и въездного туризма в Свердловской области, уже не раз обращал внимание на отсутствие профессионального подхода ответственных чиновников к пониманию географических, исторических и природных особенностей региона. Неудивительно, что профессиональное туристическое сообщество оказывается недовольно не только справочниками и путеводителями, которые со множеством ошибок тиражируются ГУК СО "Центр развития туризма Свердловской области" (Свердловская область. Кто пропил глобус?), но и отсутствием у этого учреждения способности сформировать, сформулировать и презентовать туристическую привлекательность региона.
Развитие туризма Свердловской области оказалось отдано на откуп одной туристической фирме, которая не формирует имидж региона, а обеспечивает свой репутационный и деловой потенциал благодаря существенной административной и финансовой поддержке Правительства Свердловской области. Конечно, реализация "Самоцветного кольца Урала", которая чиновниками видится как панацея от всех и вся - существенный прорыв. Но этот прорыв не обеспечивает максимального использования туристического потенциала региона, не позиционирует область как неповторимое историко-природное явление. Это как красивая обертка для того, что "Центр развития туризма" понимает под развитием. Туры выходного дня (Туристические особенности Свердловской области: примитивизм, алогизм и освоение бюджетных средств., Большие профессионалы туризма: топтание на месте или путь в никуда...)! Не в кольцах счастье (Куда ставить пробу "Самоцветному кольцу Урала"? Пока некуда!, Свердловская область. Тонкости туристического развития региона. Где тонко, там и рвется? "!
Ошибка, на мой взгляд, состоит не только в отсутствии конкретных знаний в краеведении, но и в основах маркетологии. Без позиционирования региона, без ярких , узнаваемых туристических особенностей туризму в конкурентной среде российских регионов не выжить! И сколько бы нас не зазывали на Рождественскую ярмарку в Верхотурье (Верхотурье. Рождественская ярмарка. Где деньги, Зин?), сколько бы нам не рассказывали об Ирбите и Алапаевске, согласитесь, что есть множество субъектов, где и ярмарки с более весомой историей, и Петр Ильич Чайковский жил более продолжительное время, и деревянное зодчество производит большее впечатление... Даже "Духовная столица Урала", которая как жемчужина скрылась в 300 километрах от Екатеринбурга, меркнет в сравнении с Тобольским кремлем или Далматовским монастырем, которые более доступны...
Туристов на Средний Урал должна зазывать не обертка стандартных эскурсионных программ и туров. И туры, и экскурсии - это способ соприкосновения с краем. Они должны формироваться вокруг понимания, что такое Средний Урал, чем он может быть интересен для путешественника, а такого - нет.
Никогда не поздно возвращаться к истокам вопроса. Вопрос формирования имиджа, бренда территории у нас так и не решен. Этот вопрос, важный с маркетинговой стороны, не укладывается в кластерное представление о туризме, которое реализуется. Нужно начинать не с кластеров, не с туристических маршрутов, а с самоидентификации региона. Именно эту тему поднимают в своих публикациях и комментариах представители местного туристического сообщества.
Не буду полностью цитировать все комментарии и мнения, приведу только один комментарий, на который стоит обратить внимание? Он формирует точки интереса, которые могут возникнуть не только у путешественников из Свердловской области, а у россиян и иностранцев. Мной несколько поправлена орфография:
"Для начала я назову эти бренды :
Бажовские места
Демидовы
Татищев
Гибель Романовых
Граница Европа-Азия
Советский Урал
Их этих брендов возникают маршруты:
Тур Русская Голгофа
Путь Ермака
Великий Чайный путь (узловая точка Ирбит . как путь по пути продажи Чая из Цейлона и Китая в Россию)
"Европа без визы " (населенные пункты с заграничными названиями, например, Париж , Берлин , Лейпциг, Варна в Челябинской области)
Сандонато- Свердловская область
Отдельное место занимает тема так называемого "Красного туризма". Об этом много говорят, Туканова (Директор "Центра развития туризма Свердловской области - А.А.) раскричалась что у нас есть маршруты для "Красного турима". Что она предложила жителям Поднебесной (Китая, стране-партнеру выставки Иннопром-2015 года (http://gubernator96.ru/article/show/id/161)- А.А.) места, связанные с именем Первого Президента Тайваня Дзянь Дзиньго. Но Тайвань для них это болезненная тема."
Думаю, что список, приведенный в его публикации неполный и требует уточнения. Например, в нем не отразились природные достопримечательности. Конечно, река Чусовая, с комплексом природных, исторических памятников и традиций достойна включения в этот список. Не стоит забывать, что именно в Свердловской области имеются так называемые аномальные зоны, которые также становятся точкой притяжения туристов. Список и названия брендов нужно дорабатывать, как и более четко формировать круг достопримечательностей региона, который ими будет презентован. Именно на основе такого пошагового маркетингового осознания презентабельных сторон Среднего Урала и стоит выстраивать туристическое развитие региона. В такое видение будут укладываться и "Свердловск - жемчужина конструктивизма", и "Урал - опорный край державы", и "Духовная столица Урала", и "Российская Голгофа"...
Не будут тогда забыты роль и место Свердловской области в индустриализации, в политических репрессиях, в создании легендарных советских героев... Красный туризм станет ярким дополнением к традиционным турам и экскурсиям.
Уверен, что профессиональное сообщество, даже невзирая на отсутствие у нынешней власти и туристических функционеров внимания к проблеме, поддержит обсуждение. Важно, как мы позиционируем свой родной край! Нам важно, чем мы отличаемся от тысяч туристических предложений других регионов...
Александр Аникин, Интернет-журналист, блогер, член Союза журналистов РФ, руководитель АНО ЦКТ "Клуб уральских блогеров", входит в состав Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Свердловской области, в Общественный совет при МУГИСО
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов
Ошибка, на мой взгляд, состоит не только в отсутствии конкретных знаний в краеведении, но и в основах маркетологии. Без позиционирования региона, без ярких , узнаваемых туристических особенностей туризму в конкурентной среде российских регионов не выжить! И сколько бы нас не зазывали на Рождественскую ярмарку в Верхотурье (Верхотурье. Рождественская ярмарка. Где деньги, Зин?), сколько бы нам не рассказывали об Ирбите и Алапаевске, согласитесь, что есть множество субъектов, где и ярмарки с более весомой историей, и Петр Ильич Чайковский жил более продолжительное время, и деревянное зодчество производит большее впечатление... Даже "Духовная столица Урала", которая как жемчужина скрылась в 300 километрах от Екатеринбурга, меркнет в сравнении с Тобольским кремлем или Далматовским монастырем, которые более доступны...
Туристов на Средний Урал должна зазывать не обертка стандартных эскурсионных программ и туров. И туры, и экскурсии - это способ соприкосновения с краем. Они должны формироваться вокруг понимания, что такое Средний Урал, чем он может быть интересен для путешественника, а такого - нет.
Никогда не поздно возвращаться к истокам вопроса. Вопрос формирования имиджа, бренда территории у нас так и не решен. Этот вопрос, важный с маркетинговой стороны, не укладывается в кластерное представление о туризме, которое реализуется. Нужно начинать не с кластеров, не с туристических маршрутов, а с самоидентификации региона. Именно эту тему поднимают в своих публикациях и комментариах представители местного туристического сообщества.
Не буду полностью цитировать все комментарии и мнения, приведу только один комментарий, на который стоит обратить внимание? Он формирует точки интереса, которые могут возникнуть не только у путешественников из Свердловской области, а у россиян и иностранцев. Мной несколько поправлена орфография:
"Для начала я назову эти бренды :
Бажовские места
Демидовы
Татищев
Гибель Романовых
Граница Европа-Азия
Советский Урал
Их этих брендов возникают маршруты:
Тур Русская Голгофа
Путь Ермака
Великий Чайный путь (узловая точка Ирбит . как путь по пути продажи Чая из Цейлона и Китая в Россию)
"Европа без визы " (населенные пункты с заграничными названиями, например, Париж , Берлин , Лейпциг, Варна в Челябинской области)
Сандонато- Свердловская область
Отдельное место занимает тема так называемого "Красного туризма". Об этом много говорят, Туканова (Директор "Центра развития туризма Свердловской области - А.А.) раскричалась что у нас есть маршруты для "Красного турима". Что она предложила жителям Поднебесной (Китая, стране-партнеру выставки Иннопром-2015 года (http://gubernator96.ru/article/show/id/161)- А.А.) места, связанные с именем Первого Президента Тайваня Дзянь Дзиньго. Но Тайвань для них это болезненная тема."
Думаю, что список, приведенный в его публикации неполный и требует уточнения. Например, в нем не отразились природные достопримечательности. Конечно, река Чусовая, с комплексом природных, исторических памятников и традиций достойна включения в этот список. Не стоит забывать, что именно в Свердловской области имеются так называемые аномальные зоны, которые также становятся точкой притяжения туристов. Список и названия брендов нужно дорабатывать, как и более четко формировать круг достопримечательностей региона, который ими будет презентован. Именно на основе такого пошагового маркетингового осознания презентабельных сторон Среднего Урала и стоит выстраивать туристическое развитие региона. В такое видение будут укладываться и "Свердловск - жемчужина конструктивизма", и "Урал - опорный край державы", и "Духовная столица Урала", и "Российская Голгофа"...
Не будут тогда забыты роль и место Свердловской области в индустриализации, в политических репрессиях, в создании легендарных советских героев... Красный туризм станет ярким дополнением к традиционным турам и экскурсиям.
Уверен, что профессиональное сообщество, даже невзирая на отсутствие у нынешней власти и туристических функционеров внимания к проблеме, поддержит обсуждение. Важно, как мы позиционируем свой родной край! Нам важно, чем мы отличаемся от тысяч туристических предложений других регионов...
Александр Аникин, Интернет-журналист, блогер, член Союза журналистов РФ, руководитель АНО ЦКТ "Клуб уральских блогеров", входит в состав Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Свердловской области, в Общественный совет при МУГИСО
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов
© Вечерние ведомости
Читать этот материал в источнике
Читать этот материал в источнике
73% екатеринбурженок ждут подарок-сюрприз на День матери
Суббота, 23 ноября, 16.43
Бастрыкин поручил доложить о расследовании ДТП, в котором погибли двое юных велосипедистов
Суббота, 23 ноября, 16.42
Дмитрий Медведев посетил «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле
Суббота, 23 ноября, 16.19