Возрастное ограничение 18+

Режникель приказал долго «стоять»

В связи с остановкой производства без работы остались 950 сотрудников

18.03 Вторник, 8 ноября 2011
Утром 8 ноября на ЗАО «Производственное объединение «Режникель» затушили печи, выплавлявшие никель. Оборудование консервируют, рабочих тоже переводят в простой. О том, что этот день настал, впервые сказал еще прежний гендиректор Режникеля месяц назад. Завод никогда уже рентабелен не будет, надо закрывать, рабочих – уволить, заявил тогда Александр Сорокин. Его тут же уволили самого. Месяц оставшееся руководство и правительство области искали план спасения. Нашли. Правда, пока речь идет скорее о защите рабочих, чем самого производства.

– Да, завод останавливается, люди, в соответствии со ст. 157 Трудового кодекса, отправлены в простой, – сообщил «Вечерним Ведомостям» первый заместитель директора предприятия Алексей Копов. – На неопределенный срок, пока экономическая ситуация не улучшится. В принципе, такая ситуация уже была в 2008–2009 годах. Предприятие также останавливалось, и простой занял 9 месяцев.

ЗАО «ПО «Режникель» является одним из крупнейших на Урале предприятий по выплавке никеля. Завод был построен в 1936 году для переработки открытых неподалеку месторождений никелевых руд. На предприятии трудится около 950 человек. Основное производство – плавка на трех шахтных печах никелевой руды с получением никелевого штейна. Мощности завода позволяют перерабатывать до 700 тысяч тонн руды в год.

Кроме того, завод располагает электротермическим цехом, в котором может выпускать никель в слитках, а также перерабатывать отработанные железоникелевые аккумуляторы и другие никельсодержащие элементы с выпуском гранулированного ферроникеля и других сплавов на железоникелевой основе. Некогда это предприятие было пусть и не самым важным, но все-таки значимым элементом оборонно-промышленного комплекса страны, частью, как сказали бы сейчас, «бренда Среднего Урала». Нынче же оно находится в частных руках и вместе с рядом других, расположенных в Сибири и Центральной части России, входит в холдинг ООО «Управляющая компания «Промышленно-металлургический холдинг», офис которого расположен в Москве.

И вот, завод останавливается. А виноватыми во всем, как считает исполнительный директор предприятия Эдуард Карпенко, являются экономический кризис и высокие тарифы железной дороги.

«Ситуация такова, что убыток от останова предприятия меньше, чем от работы предприятия, причем разница значительная. На данный момент мы готовим производство к останову и разрабатываем мероприятия такого варианта, чтобы при изменении экономической ситуации в любой момент предприятие было запущено», – заявил Эдуард Карпенко накануне в интервью газете «Режевская весть», анонсируя остановку завода.

По словам господина Карпенко, перед предприятием стоит задача сохранить квалифицированный персонал на заводе. Руководство будет непрерывно мониторить ситуацию на рынке, и как только она позволит получать меньше убытков от работы, чем от простоя, будет принято решение о возобновлении производства никеля.

«Совместно с министерством транспорта и дорожного хозяйства решено оказать содействие в решении вопроса об отмене дополнительного поправочного коэффициента в размере 2,165 при перевозке никелевой руды. Повышающий коэффициент был введен в 2001 году, когда предприятия цветной металлургии работали прибыльно, и было справедливым часть доходов перераспределить в сторону железнодорожных подразделений, оказывающих эту услугу. Сейчас экономическая ситуация для предприятий «Режникель» и «Уфалейникель» изменилась: мы с начала кризиса, с 2008 года, работаем с убытками», – подчеркнул Эдуард Карпенко.

На момент принятия решения об остановке предприятия цена на никель, по словам Эдуарда Карпенко, составляет 19 375 долларов за тонну, что значительно ниже уровня, при котором возможна рентабельная работа.

При этом стоит отметить: хоть простой и называется более «дешевым» вариантом сегодняшнего развития событий, на зарплату рабочим заводу придется изрядно потратиться. Можно посчитать: средняя зарплата здесь 16 тысяч, в штате 950 сотрудников. Только на выплаты обещанных двух третей заработной платы будет уходить во время простоя около 10 миллионов рублей ежемесячно.

Примечательно, что остановка Режникеля анонсируется уже во второй раз за эту осень. В предыдущий, в октябре, речь вообще шла об увольнении 900 рабочих (почти всего персонала). Но тогда дело закончилось увольнением тогдашнего гендиректора – Алексея Копалова, после чего в областном министерстве промышленности начали разрабатывать план спасения предприятия.

– Какие бы сложные экономические условия ни были, руководство предприятия должно принять все необходимые меры по недопущению массового сокращения коллектива и сохранению социальной стабильности в Реже, – заявил тогда губернатор Александр Мишарин. – Даже в сложный период кризиса в Свердловской области собственниками предприятий не принимались такие решения. Рабочие – это не балласт, который можно вот так просто сбросить.

В итоге 31 октября департамент информации губернатора окончательно сообщил, что удалось добиться спасения рабочих мест, никаких увольнений на предприятии не будет. А на следующий день исполнительный директор огласил через газету «Режевская весть» подробности нового плана, позволяющего избежать увольнений:

«3 октября заместитель председателя правительства Свердловской области, министр промышленности и науки Петров провел совещание по вопросу о ситуации на ЗАО «ПО «Режникель». Был принят ряд решений, одно из них – рекомендовать управляющей компании «Промышленно-металлургический холдинг» отменить приказ об остановке производства и массовом сокращении работников предприятия. Это решение было выполнено: отозвано уведомление о предстоящем сокращении. Второй пункт касался проведения еженедельного мониторинга ситуации в ЗАО «ПО «Режникель», что выполняется как со стороны правительства, так и с нашей стороны».

Тем временем в городе к «плану спасения» трудового коллектива отнеслись сдержанно.

– Под угрозой оказывается 950 человек – конечно, это печально, – заявил «Вечерним Ведомостям» депутат городской думы Режа Алексей Потапенко. – Из них около ста – это пенсионеры, человек 50 останется, чтобы присматривать за площадями и оборудованием, 800 остаются фактически без работы. Но с другой стороны, это давно уже не самое выгодное предприятие города. Зарплаты – на уровне среднегородских, при невероятной вредности производства для здоровья. Насчет «градообразующего»: у нас был химкомбинат, на котором работало 8 тысяч человек, у нас был никельмеханический завод – тоже работало 8–10 тысяч. Сейчас на них в сумме трудится лишь 2–3 сотни человек. В остальном в городе 25 тысяч трудоспособного населения, из них несколько тысяч «профессиональных безработных», тысяч 6 ездят на работу в Екатеринбург и на север области, остальные «размазаны» по различным предприятиям города различного калибра. Это и хлебокомбинат наш, и типография, и «Сафьяновская медь».

При этом Алексей Потапенко нашел в остановке предприятия и некие позитивные моменты.

– В целом это событие, разумеется, негативное, но не катастрофа. К тому же очистные сооружения Режникеля еще в 74-м году прошлого века были установлены и с тех пор ни разу не модернизировались серьезно, что явно негативно сказывается на здоровье. У нас, к примеру, по онкологическим заболеваниям едва ли не рекорд по области. Теперь завод дымить не будет, – отметил депутат.

О древности Режникеля и его бесперспективности в этой связи заявили и коллеги предприятия из инжиниринговой компании «Уральский никель». И дело тут, по их словам, даже не в падении цен на никель, а в общей безалаберности руководства.

– На самом деле традиционное производство, по старым технологиям, не будет рентабельным никогда, – пояснил корреспонденту «Вечерних Ведомостей» гендиректор Уралникеля Дмитрий Басков. – У них сегодня три четверти в себестоимости продукции – это стоимость кокса, который они сжигают в печах при выплавке и цены на который сейчас заметно выросли.

При высоких расходах, по словам Дмитрия Баскова, ЗАО «ПО «Режникель» в итоге получает не «чистый» никель, а «полупродукт», содержание никеля в котором всего 10 %. Это полуфабрикат, который нужен лишь комбинатам, расположенным относительно недалеко. Так изначально было запланировано, это было выгодно при плановой экономике, с четкой системой добычи и сбыта. Но совершенно нежизнеспособно сегодня. Для Режникеля такой потребитель – Уфалейникель. При этом на самом Уфалейникеле есть и собственные мощности по изготовлению «полуфабриката», и эти мощности простаивают.

– Получается, что Режникель фактически является терминалом Уфалейникеля, причем терминалом ненужным, – рассуждает Дмитрий Басков. – Поэтому закрытие предприятия – это не новость, вопрос был лишь во времени. Потому что невозможно сегодня всерьез работать по технологиям, которые были разработаны еще при Демидовых. Меня другое расстраивает: наши предки все это строили, вкладывали в эти предприятия силы, труд свой, деньги. А потомки, вместо того чтобы все это разумно использовать, модернизировать вовремя, – просто эксплуатируют, выжимают деньги до последнего и потом все, естественно, разваливается.

По словам Дмитрия Баскова, вопрос не в падении цен на никель, а в общем подходе к его производству. Технологии устарели, и это уже не изменить. Если в СССР «Жигуль» стоил как однокомнатная квартира, то сейчас его никого не заставить купить за полтора миллиона, какие бы законы на этот счет ни вводились. Так и с никелем: дело не в том, что цены упали, дело в том, что по цене Режникеля он никому не нужен вообще.

– По ситуации на рынке: прогнозов сейчас дается много, мы их тоже, разумеется, все время отсматриваем. Основной прогноз: цена поднимется немного, до 22–23 тысяч долларов за тонну, и на этом остановится. Режникель такая цена не спасет, – сообщил нам Дмитрий Басков в конце разговора.

Ближе к финалу стоит отметить, что Министерство промышленности и науки Свердловской области сегодня так и не предоставило «Вечерним Ведомостям» комментария по тревожной ситуации в Реже. В министерстве ограничились обещанием «дать комментарий позже».

И напоследок – о возможности «спасительной» модернизации производства Режникеля. Нельзя сказать, чтобы на заводе об этом совсем не знали или не задумывались. Пару лет назад там даже предприняли некую попытку модернизации – запустили выплавку сплавов на железоникелевой основе из отработанных аккумуляторов. Но судя по тому, что никаких оговорок относительно нового производства нет и коллектив завода отправляется в простой в полном составе, идея не пошла. А на новые то ли уже сил нет, то ли желания.

Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям «Вечерних ведомостей» быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Игорь Чукреев © Вечерние ведомости

Поддержать редакцию

Похожие материалы
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
Работая с этим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Статистика использования сайта отправляется в Google и Yandex. Политика конфиденциальности
OK