Возрастное ограничение 18+

Камская вода – чуть живая или почти мертвая?

Главной проблемой прикамских водоемов стали стоки больших и малых городов

15.30 Понедельник, 9 февраля 2015
Состояние прикамских рек далеко от идеала. И перемен к лучшему в последние годы не наблюдается. А доля неочищенных стоков в общем объеме сбросов и вовсе растет, отмечают в краевой прокуратуре. Кто виноват? Судя по результатам проверок, все понемногу. Помимо того что в регионе существуют многолетние специфические проблемы вроде выхода шахтных вод в окрестностях Кизела, все больший размах принимает «экологическая экономия». Хозяйствующие субъекты сливают в реки все подряд, нередко вообще не имея права на пользование водными объектами.

По данным 2012 года, из всех объемов сточных вод в водоемы края только 8,3% ушли нормативно очищенными. В 2013 году – 7%. В прошлом году наблюдалась та же негативная тенденция.

– В большинстве створов реки Кама и ее притоков вода относится к 3-му классу качества – разряду А как «загрязненная» или разряду Б как «очень загрязненная», – отмечает старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики прокуратуры Пермского края Наталья Ладейщикова. – По-прежнему худшим качеством воды характеризуются реки, подверженные влиянию самоизливов шахтных вод закрытых шахт Кизеловского угольного бассейна: Косьва, Вильва, Северная Вильва, Кизел. В этих реках вода относится к 4–5-му классу качества.

Нельзя сказать, чтобы проблема загрязнения рек КУБа не решалась совсем. Еще в феврале 2013 года Ленинский районный суд Перми удовлетворил требования прокурора края. Судебным решением на правительство Пермского края, министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии края возложена обязанность по предотвращению загрязнения рек Кизеловского бассейна и ликвидации последствий. Во исполнение решения суда в июле прошлого года минприроды края заключило государственный контракт с ОАО «Кировводпроект» на разработку проектной документации по расчистке русла реки Кизел. Однако проект является «пробным» и сам по себе не может обеспечить повышение качества воды в реках, загрязняемых шахтными водами.

Но что касается общей картины в регионе – дело совсем не в КУБе, выходе на поверхность ядовитых шахтных вод и их попадании в источники. Промышленные предприятия края вносят свой вклад. Даже там, где очистка сбрасываемых вод производится, стоки далеко не всегда доводятся до нормативных показателей. А что стекает в водоемы из ливневой канализации, вообще понять невозможно. И это уже на совести местных властей.

– Наибольшее негативное влияние на водотоки оказывает сток с территорий населенных пунктов, – говорит Наталья Ладейщикова. – В первую очередь – с территории городов Березники, Соликамск, Чусовой, Лысьва, Пермь, Чайковский. В то же время ни один из крупных промышленных центров бассейна Камы не оснащен системой, обеспечивающей очистку сколько-нибудь значительной части ливневых сточных вод.

Ливневые воды – один из самых серьезных источников загрязнения водоемов. Не случайно прокуратура в постоянном режиме добивается от муниципалитетов организации водоотведения ливневых вод: обследования и технического описания сетей ливневой канализации, принятия вновь учтенных сетей «ливневки» в муниципальную собственность, получения разрешений на сброс ливневых вод. В 2014 году соответствующие требования в судебном порядке предъявлены к органам местного самоуправления пермским межрайонным природоохранным прокурором, лысьвенским и чайковским городскими прокурорами. Требования природоохранного прокурора уже удовлетворены.

В 2014 году органы прокуратуры выявили факты сброса сточных вод при отсутствии документов на право пользования водными объектами у двух десятков водопользователей на территории Губахи, Нытвенского, Частинского, Оханского, Чердынского и других районов. Зафиксированы случаи сброса ненормативно очищенных сточных вод целым рядом крупных предприятий региона. Среди них «Птицефабрика «Комсомольская», ГКМУП «Водоканал» (Кунгур), Лысьвенский металлургический завод и Лысьвенский завод эмалированной посуды, «Пермский свинокомплекс», «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», МУП «Водоканал-1» (Красновишерский район), ОАО «ТГК-9» – Березниковская ТЭЦ-2 и другие.

Предприятиям внесены представления, направлены иски в суд, материалы проверок переданы в уполномоченные органы. Чем все закончится? Отчетами о проделанной работе и штрафами – по меркам предприятий системы ТГК-9 или «ЛУКОЙЛа» символическими. И новыми изысканиями о том, какая вода в Каме – совсем мертвая или еще не очень.

Фото www.photosight.ru

Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям «Вечерних ведомостей» быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Ольга Борзун © Вечерние ведомости

Поддержать редакцию

Похожие материалы
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
Работая с этим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Статистика использования сайта отправляется в Google и Yandex. Политика конфиденциальности
OK