Возрастное ограничение 18+

Дело Одинаева живет. Но больше не побеждает

Оглашение приговора главе таджикской диаспоры в Прикамье закончилось нападением на журналистов

11.19 Четверг, 17 апреля 2014
Фото: www.kommersant.ru

Вчера, 16 апреля, Дзержинский районный суд Перми вынес приговор главе таджикской диаспоры Прикамья Сайфутдину Одинаеву. Он осужден за грабеж с применением насилия (п. «г» ч. 2 ст. 161 УК РФ) на 11 месяцев лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. Учитывая тот факт, что г-н Одинаев был задержан 30 июля прошлого года, сидеть ему остается недолго. Однако сторонники таджикского лидера восприняли решение суда чрезмерно эмоционально. Расплачиваться за это пришлось журналистам. Один из сторонников осужденного после заседания суда напал на представителей прессы.

О самом эпизоде, ставшем предметом судебного разбирательства, «Вечерние Ведомости» уже писали. Летом прошлого года Сайфутдин Одинаев оказался в центре скандала. Его осужденный земляк Бихруз Шоев заявил, что перевозил наркотики по указанию главы диаспоры и в счет своего долга этому уважаемому человеку. Шоев также сообщил, что 21 июня 2011 года был ограблен Одинаевым, который открыто отобрал у него мобильник.

В тот день сотрудники ФСКН задержали Шоева и, по его словам, изрядно побили, как бы добиваясь признания в торговле наркотиками. Попугав длительным сроком заключения, фигуранта доставили на встречу с Сайфутдином Одинаевым, который, опять-таки со слов Шоева, уже ждал в условленном месте и «был в теме». Руководитель диаспоры предложил земляку защиту от уголовного преследования за вознаграждение в 600 тысяч рублей, которых у Шоева не было. Поэтому Одинаев тут же, «на стрелке», силой отобрал у него телефон Nokia стоимостью 5590 рублей, потребовал продать в счет долга машину, а оставшиеся деньги отработать перевозкой наркотиков.

При этом Шоеву будто бы были даны гарантии безопасности с обеих сторон – от г-на Одинаева и от сотрудников ФСКН. Впоследствии договоренности высоких сторон были нарушены. Шоев сел и, понятно, молчать не стал. Адвокат Московской городской коллегии Владимир Бойко, который представляет интересы Шоева, тогда прокомментировал:

– Показания Шоева подтверждаются совокупностью факторов. Было установлено, что мобильный телефон моего подзащитного находится в пользовании Одинаева. То, что он им пользовался, подтверждает сохранившаяся в телефоне информация о звонках, а также семейные фотографии Одинаевых. Подтвержден также факт срочной продажи Шоевым машины по цене ниже рыночной.

Как полагает адвокат, схема, примененная к Шоеву, могла использоваться неоднократно. Как бы то ни было, 1 августа судья Ленинского района Перми Дмитрий Вяткин удовлетворил ходатайство следствия и назначил Сайфутдину Одинаеву в качестве меры пресечения содержание под стражей.

Громкое дело о большом человеке и дешевой «Нокии» было рассмотрено в течение нескольких судебных заседаний. На суде Шоев изменил показания: теперь с его слов получалось, что все незаконные действия в отношении него совершали сотрудники наркоконтроля. Однако суд счел, что факт грабежа со стороны Сайфутдина Одинаева доказан материалами следствия. А вот доказательства, собранные по поводу вымогательства, судье показались недостаточными. В итоге приговор был вынесен только по одной статье УК. При установлении срока наказания были учтены смягчающие обстоятельства – от наличия детей до активной общественной деятельности подсудимого.

В течение всего вчерашнего заседания в Дзержинском районном суде находилась группа поддержки Сайфутдина Одинаева – по разным оценкам, от 30 до 50 человек. Еще до начала заседания сторонники подсудимого проявляли агрессию по отношению к журналистам, пытались оттолкнуть их и требовали выключить камеры. А после оглашения приговора возле здания суда произошла безобразная сцена. Было совершено нападение на журналистов нескольких изданий, разбита камера, женщина-журналист получила удар по голове.

– Нам не разрешили снимать во время оглашения приговора, – рассказывает представительница 59.ru. – Поэтому мы договорились об интервью с гособвинителем после заседания суда. Стояли на улице, делали подсъемку – здание суда, улица. Вместе с нами окончания процесса ждала большая группа представителей таджикской диаспоры. Когда из здания суда начали выходить соратники Одинаева, один из них при виде прессы начал нецензурно выражаться, набросился на оператора «УралИнформ-ТВ», ударил меня кожаным портфелем, разбил очки.

Вчера, по горячим следам, в пермских редакциях говорили о намерении привлечь к ответственности виновных в нападении на журналистов за хулиганскую выходку. Сегодня позиция изменилась: речь может идти о воспрепятствовании законной деятельности журналистов с применением насилия. А это уже совсем другая статья.

Надо сказать, отношения у г-на Одинаева и его соратников с пермской прессой испорчены давно и основательно. Года три назад пермский журналист Вячеслав Дегтярников снял программу «Заостровский наркокартель», посвященную наркотрафику из Таджикистана в Пермский край. Речь шла о том, что Сайфутдин Одинаев контролирует героиновый наркооборот в Перми. После выхода программы на телеканале «Рифей-Пермь» глава таджикской диаспоры долго судился с телевизионщиками.

А в сентябре прошлого года в Перми было распространено обращение «ко всем общественным организациям и гражданам», подписанное членами организации под названием «Союз таджиков Пермского края». Как следует из текста, поводом для обращения к общественности стал как арест главы таджикской диаспоры, так и «неэтичное» поведение пермских СМИ в отношении «уважаемого человека» и чуть ли не преследование по национальному признаку.

Письмо объемом в 4 страницы касалось в основном того, как несправедливо обвиняют во всех грехах г-на Одинаева. Мол, человек он очень хороший, честный и порядочный, а средства массовой информации публикуют о нем высказывания «недобросовестных журналистов». Все это, по мнению составителей письма, неблаготворно влияет на обстановку в регионе.

Пермское отделение Союза журналистов России тогда провело собственное расследование. При этом «национального вопроса» в публикациях и видеосюжетах о деятельности г-на Одинаева обнаружено не было. На этот раз конфликт вышел в другую плоскость – будем надеяться, уголовную.

Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям «Вечерних ведомостей» быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
Ольга Борзун © Вечерние ведомости

Поддержать редакцию

Похожие материалы
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
Работая с этим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Статистика использования сайта отправляется в Google и Yandex. Политика конфиденциальности
OK