DataLife Engine / Перелистывая желтые страницы...

Перелистывая желтые страницы...

Наверное, цвет пожелтелых страниц уже можно назвать «желтой прессой» советского периода. Богоборчество, возведенное в ранг государственной политики, – вот о чем нам рассказывают старые заголовки и статьи. Это история, которая все еще нас не покидает...

Замечательный пост я прочитал у нижнетагильского центра «Дар жизни» в публикации «Читая советские газеты». Нижний Тагил – оплот пролетариата – не мог остаться в стороне от веяния времени...

«Если вы заботитесь о своём пищеварении, мой добрый совет – не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И – боже вас сохрани – не читайте до обеда советских газет.
– Гм… Да ведь других нет.
– Вот никаких и не читайте. Вы знаете, я произвёл 30 наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать «Правду», – теряли в весе… Мало этого. Пониженные коленные рефлексы, скверный аппетит, угнетённое состояние духа».
(c) М. Булгаков «Собачье сердце»

Перелистывая желтые страницы...


В краеведческой библиотеке Нижнего Тагила сохранились 43 номера окружной газеты «Рабочий» за 1929–1931 гг. В них содержалось 122 публикации антирелигиозного характера. В каждом номере по три таких публикации.

О чем же писала советская окружная газета? Из нее можно узнать, что в конце 1928 года состоялся первый окружной съезд безбожников, а на 1 января 1929 г. в Уральской области насчитывалось 2726 разных религиозных общин, которые занимали 3243 молитвенных здания; в Нижнетагильском округе «обновленцев 30% приходов, сергианцев – 65% и григорианцев 5%», в Верхотурском районе зарегистрировано 200 монахов и монахинь; отражены сектантские группы в Нижнем Тагиле: евангелисты, иеговисты и странники – лучинкинцы, количество членов союза безбожников (например, в Баранче 120 человек, в Верхотурском районе 6 ячеек безбожников, на 1 октября 1930 года в Нижнем Тагиле 3000 человек).

Газета рассказывала об искоренении церковных предрассудков в хозяйственной и бытовой жизни, дискредитировала священнослужителей, монашествующих и просто верующих, в том числе активных членов церковно-приходских советов, организовывала кампании по закрытию Спасо-Преображенского собора г. Надеждинска (Серова), Выйско-Никольского собора, Введенского храма г. Нижнего Тагила.

В газете описывались мероприятия союза воинствующих безбожников: самое популярное – антирелигиозные вечера, например, вечера чудес в целью «разоблачения поповско-сектантских чудес»). Проводились конференции, театральные постановки, оперетта, лекции, цеховые собрания в красном уголке, вечера науки и техники. Вместо елок организовывались вечера красного костра в форме факельного шествия. Особенно усердствовали в дни религиозных праздников, так, на Рождество Христово организовывались спортивные мероприятия – катание на коньках, лыжные гонки, катание с гор. Как только не усердствовали для искоренения веры – трехмесячник распространения антирелигиозной литературы, курсы для подготовки красных командиров, хоровые кружки, стенгазеты, выставки, конкурсы кощунственных карикатур и пародий, рейды по домам рабочих перед Пасхой, сбор средств на самолет «Безбожник».

Внимательно прочитав страницы газеты «Рабочий», можно сделать вывод, что антирелигиозная кампания в Нижнетагильском округе провалилась. В одном из номеров есть такая заметка:
«18 ноября школьные занятия в деревне Ясьва, Пригородного района, были сорваны, так как 29 школьников ушло в церковь. Очевидно, антирелигиозная работа в школе не ведется».

В качестве положительного приводится пример жизни 70-летнего старика Баранова из Баранчи: «Я 45 лет верил в бога, а теперь безбожник, 45 лет стукался у бога, просил ниспосланий – ничего не получил, искал 45 лет бога и не нашел. Убедился, что его нет, плюнул на всякое божество, отрекся, пошел в ряды безбожников, теперь учу молодых и сам учусь». О нем газета писала дважды, видимо, писать было больше не о ком. Вам какой пример кажется более убедительным?
Можно перефразировать профессора Преображенского: «Читайте советские газеты». В них так много интересного для историка.

С исследованиями по дореволюционной истории Скорбященского женского монастыря и периода гонений на церкви можно ознакомиться на сайте монастыря. В разделе исторических публикаций.

Обитель с огромным трудом восстанавливается из руин и остро нуждается в помощи строительными материалами и финансами. Репортаж со стройплощадки: цветы, тополиная метель и бетон…


Александр Аникин, интернет-журналист, блогер, член Союза журналистов РФ, руководитель АНО ЦКТ «Клуб уральских блогеров», входит в состав Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Свердловской области, в Общественный совет при МУГИСО.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
4-07-2016, 12:07
Вернуться назад