Возрастное ограничение 18+

Куда податься курганцам?

12.14 Вторник, 12 июля 2016
В 1943 году путем выделения территорий из уже существующих Челябинской, Свердловской и Тюменской областей была образована Курганская область. Политическая воля и стратегический расчет отделили от индустриальных административных образований аграрную территорию для самостоятельного развития. Примерно так трактуют жители Курганской области образование своего региона.

В связи с идеей, которую выдвинула Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, кстати, после посещения города Кургана, о пересмотре административно-территориального деления России стали широко обсуждаться варианты присоединения Курганской области к более успешным соседям. Курганскую область в различных комментариях и вариантах прочат то присоединить к Тюменскому региону, то разделить между Свердловской, Челябинской и Тюменскими областями.

Конечно, сложившееся в советские времена административное деление давно не отвечает ни размещению производительных сил, ни перспективам развития многих территорий. Дефицитные бюджеты, низкий уровень индексов производства и глубокая экономическая депрессия, сочетающаяся с отсутствием профессионального государственного менеджмента, все больше вводят территории, похожие на Курганскую область, в экономический и политический ступор, который не может не сказываться и на их социальном развитии: численность населения территорий начинает падать, средние зарплаты в производстве начинают еле опережать прожиточный минимум, ощущается дефицит профессиональных кадров, системы жизнеобеспечения и инфраструктуры испытывают резкое недофинансирование, а производства сворачиваются и выводятся в другие российские регионы.

За всеми этими объективными сторонами постановки вопроса об укрупнении административных образований при дифференцировании бюджетных потоков и бюджетных расходов на второй план отошло общественное мнение жителей подобных, планируемых к расформированию регионов, их мнение пока никто не спрашивает... Думаю, что это стоило бы сделать еще на стадии предварительного обсуждения административно-территориальной реформы, которой если не в ближайшие годы, то в обозримом будущем не миновать...

Так как довольно часто общаюсь с представителями курганской блогосферы, а реформа Курганскую область, с ее дефицитом бюджета и отсутствием вменяемой доходной его части, явно не обойдет, то решил собрать их мнения по перспективам таких реформ, решил узнать, как сами курганцы оценивают такие перспективы уничтожения своего региона...

Руководитель молодежного движения «Наш Заозерный», курганский блогер Дмитрий Хапов поделился своими рассуждениями на эту тему:

Мне кажется, что нам, курганцам, уже вряд ли что поможет в каком-то глобальном смысле при нынешней городской системе власти. Что волнует рядового горожанина? Дворы, дома, дороги – по большому счету только и всего. За все эти вопросы отвечает местная власть, а не губернатор. С местной власти и надо спрашивать вне зависимости того, кто губернатор и как называется наш регион.

Конечно, мы сейчас можем в сердцах крикнуть, что из двух зол выбираем меньшее – пусть хоть богатая Тюмень, там, или Екатеринбург нам помогут, но вряд ли стоит ждать улучшений. Из Кургана к тому же уйдут все областные конторы, разного рода учреждения, город из областного по статусу превратится в обычный провинциальный.

А вообще такие решения нужно принимать на референдуме, узнав мнения жителей.

Илья Винштейн, известный курганский блогер и «ревизорро» курганского ЖКХ, в чем-то оппонирует своему коллеге:

Укрупнение регионов не панацея от всех проблем, но по отдельным пунктам этот шаг может привести к положительному результату. Первый момент касается увеличения потребительского спроса, уменьшения общего числа чиновников, что прямым образом скажется на коррупции. Здесь можно употребить и термин «перетряска» региональных элит. Это поспособствует ослаблению региональных коррупционных кланов, криминальных связей и мошеннических схем.

Второй момент касается конкуренции между субъектами. Конкуренция должна быть между предприятиями, организациями или банками, но никак не между регионами или губернаторами – это просто глупо!

Ещё один интересный момент касается создания качественной, однородной инфраструктуры на территории укрупненного субъекта. Когда в одной «богатой» области дорога качественная, а стоит пересечь границу «бедной», как сразу появляются ямы и колдобины. По-другому будет решаться и вопрос с энергетической инфраструктурой, что также поспособствует созданию однородного ценового поля.

Плюсы и минусы есть всегда, но человеческий фактор может вновь стать виновником провала. Радикальные действия нуждаются в чётком плане по укрупнению регионов, но, увы, сейчас у государства такого плана нет. Есть лишь идея.


Можно признать, что существенное облегчение для федерального бюджета, которое последует за слиянием дотационных территорий с территориями-донорами, далеко не однозначно скажется на развитии самих территорий. Здесь Дмитрий прав, существенная прослойка чиновников, которые задают тренд в развитии областного центра, со своим исчезновением «откатит» развитие Кургана на несколько десятилетий назад. Однако кто сказал, что только доходы административного аппарата являются «двигателем» развития данной территории? Она давно стала малоуправляемой, так как на любую проблему у представителей власти всегда есть ответ, что не они такие плохие, а плох бюджет, в котором давно нет средств на самые необходимые вещи... Именно с точки зрения бюджета и его оптимизации, наполнения и, в конце концов, объема, на мой взгляд, и нужно рассматривать инициативу Валентины Матвиенко. Чем дальше подобные регионы будут только «питаться» и «подпитываться» из центра, тем более вероятность необратимости их деградации... И деградация эта касается не только экономики, но и условий жизни простого человека, простого горожанина.

Хотел бы в очередной раз поддержать идею, которая давно витает в воздухе: пора, учитывая современное размещение производительных сил, современную конъюнктуру и тренды развития территорий, современные процессы межрегионального развития, переводить вопрос о территориально-административном делении России в практическую плоскость, нужно переходить к созданию «дорожной карты» таких реформ... Жаль, что об этом пока речи не идет...

Куда податься курганцам?


Еще один анахронизм, который пытаются сделать шаблоном для переформатирования России, – административное деление России начала ХХ века. На карте Российская империя в 1914 году (источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Губернии_и_области_Российской_империи_по_состоянию_на_1914_год#/media/File:%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D0%BE_%D0%B3%D1%83%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BC_%D0%B8_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8F%D0%BC_(1914).jpg).

Александр Аникин, интернет-журналист, блогер, член Союза журналистов РФ, руководитель АНО ЦКТ «Клуб уральских блогеров», входит в состав Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Свердловской области, в Общественный совет при МУГИСО.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.


Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям «Вечерних ведомостей» быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
© Вечерние ведомости

Поддержать редакцию

Похожие материалы
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
Работая с этим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Статистика использования сайта отправляется в Google и Yandex. Политика конфиденциальности
OK