Возрастное ограничение 18+

"А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?"

По мотивам премьеры Екатеринбургского театра оперы и балета

10.43 Четверг, 10 марта 2016
В Екатеринбургском театральном и творческом сообществе началось обсуждение Премьеры Екатеринбургского театра оперы и балета “Ромео и Джульетта”. Музыка Сергея Прокофьева в третий раз в театре испытывает на себе постановку ... Мне довелось видеть только вторую, и новую, третью, хореографом-постановщиком которой стал - лауреат премии «Золотая маска» Вячеслав Самодуров, дирижер-постановщик - лауреат премии «Золотая маска» Павел Клиничев, художник-постановщик Энтони Макилуэйн, художник по костюмам - лауреат премии «Золотая Маска» Ирэна Белоусова, художник по свету - Саймон Беннисон.

Зачем я перечисляю всех авторов спектакля? Так как спектакль стал событием екатеринбургского театрального сезона, на мой взгляд, будет справедливо не просто отдать должное авторам, но и разобраться в том фейерверке эмоций, которые возникают после его просмотра.

Декорации своим минимализмом и функциональностью поражают неискушенную публику. Нужно отдать должное Энтони Макилуэйну и Саймону Беннисону, которым удалось на театральной сцене воссоздать атмосферу современного театра, каждый акцент, каждая мизансцена были просматриваемы, оттеняя действие балета, подчеркивая драматизм действия и актуальность музыки Сергея Прокофьева. В привычные стереотипы академичных спектаклей театра им удалось вдохнуть новую жизнь... Свет и декорации балета “Ромео и Джульетта” - несомненное приобретение и достижение театрального руководства.

Костюмы Ирэны Белоусовой, на мой взгляд, интересны, свежи в контексте этой постановки, в чем-то даже вызывающи. Сочетание современных стилей и вариаций на классический средневековый костюм, дополненные авторской росписью, которая далеко не всегда просматривается из зала, делает визуализацию инновационности спектакля осязаемой. Нужно признать, что некоторые неудобства и скованность движений артистов, которые четко видны, например, в “Бале в семье Капулетте”, скорее не вина художника по костюмам, а некоторый диссонанс хореографического рисунка, поставленной перед художником задачей хореографом и реализацией... Стоит отметить, что присутствие современных костюмов - единственная связь, которая просматривается с репетиционным процессом театра “Глобус”, который, согласно краткому содержанию балета в Программке, представлен на сцене...

"А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?"
Бал в доме Капулетти


Сюжетные линии авторского текста Уильяма Шекспира в спектакле Вячеслава Самодурова, претерпели существенные изменения. Так как я не являюсь балетным критиком, то хореографические пассажи мне сложно оценить, как и имеющиеся заимствования, сложно сказать на сколько обоснованными являются те или иные танцевальные приемы, которые, на мой взгляд, иногда неуместны... Хотелось бы поговорить именно о сюжете...

Линия репетиционного процесса театра “Глобус” не новый постановочный ход... Однако, он находит странное развитие в спектакле... Он просматривается только в наличии современных костюмов у части героев и регулярном появлении “убитых” героев в мизансценах... “Танцы мертвецов”, убитых героев появляющихся на сцене (например в эпизоде, когда Джульетта принимает снотворное) идут в разрыв с творением и логикой традиционных прочтений “Ромео и Джульетты”, но не становятся понятными. Последняя проходка всех артистов по сцене, якобы завершающая репетицию театра “Глобус”, совершенно не раскрывает первоначальный посыл - начало репетиции...

Первое романтическое свидание Ромео и Джульетты, в католическом Храме, что-то должно, по замыслу хореографа, означать, но так как из спектакля исчезло тайное венчание героев, напоминает богохульство, так как Храм оскверняется прелюбодеянием и развратом... Что делают герои под сводами церкви легко понять, так как одно из следующих действий, далеко не эротично, а грубо, в порнографической форме показывает физическую любовь Ромео и Джульетты. Порнографичность состоит не в обнаженном теле героя и фееричном застегивании ширинки штанов, а в полном отсутствии движений характеризующих чувства героев, их замена движениями физической близости...

"А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?"
Самый трогательный дуэт. Жаль, что ни мне, ни фотографу театра не удалось заснять момент с проникновением Ромео под юбку Джульетты


Именно после такого натурализма, зачастую не соприкасающегося с реальными любовными утехами, спектакль получил категорию 12+ в репертуаре, 16+ в интервью постановщика, но так и остался, по необъяснимым причинам, 0+ в билетах. И фаллические движения во время боев меркнут в остальной “безвкусице” и неправдоподобности “эротизма” ...

"А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?"
Билет и Программка


После того, как Джульетта, сомнительно кривляясь на краю постели (переживания можно было бы реализовать долее явственно без привязки к этому аксессуару), принимает снотворное, а родственники переживают ее утрату, мать Джульетты, видимо, не может перенести ее “смерти”... Мать Джульетты умирает, так и не появляясь среди “живых” до конца постановки... Смерть в балете играет особую роль... Мало того, что убитые герои то и дело появляются на сцене без особых причин, склеп, куда переносят Джульетту, больше похож на улицу... Джульетту выбрасывают из дома!

"А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?"
Вынос тела Джульетты из дома


Её на смертном одре “пользует” Ромео... Некрофильские темы возникают не только в его танце, когда он “мертвую” девушку заставляет воссоздавать движения ночи любви, но и когда, очнувшаяся, Джульетта тащит тело своего умершего возлюбленного по сцене...

Война кланов Капулетти и Монтекки, приводя к постоянным схваткам и дракам на сцене, больше похожа на простое уличное хулиганство, когда клановую принадлежность артистов сложно определить, да и сами кланы в балете не просматриваются, уступая место неоправданной жестокости героев. С какой жестокостью Ромео убивает графа Париса, три раза с яростью втыкая в него нож! Как уличная толпа переступает через погибших (в первом действии)!

Такие герои как Бенволио, монах Лоренцо, Меркуцио, утрачивают свое былое значение. Лоренцо только способен на на несколько невыразительных движений, в которые он умудряется передать Джульетте напиток “смерти”... Он в спектакле не хранитель тайны влюбленных, он соблазнитель и предвестник смерти... Зато в спектакле появляются женщины легкого поведения, чья роль угадывается не только по пластике, но и бюстгальтерам, вырисовывающимся поверх платьев... Феерия гениальной музыки, красочных костюмов, декораций и света так и не может скрыть сюжетные и хореографические нестыковки балета... Не все то золото, что блестит! Блеск спектакля и его “новизна”, смысловые “незавершенности” позволяют с уверенностью сказать, что перед нами очередной номинант на “Золотую маску”! В современном театральном мире становится правилом, чем меньше в произведении художественности и драматичности, тем он более востребован критиками и неискушенной публикой, которая готова принять все, что является отклонением от нормы... Нормы поведения, нравственности и приличия...

"А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?"
Уличные красотки...


Благодарен артистам, которые, невзирая на неоднозначность предложенного прочтения Шекспира, самоотверженно выходили на сцену, благодарен Вячеславу Самодурову, который своей постановкой поставил передо мной вопрос о нравственных принципах и христианской этике... Греховные помыслы, разврат, себялюбие, а не любовь могли сподвигнуть героев на самоубийство! Хореограф-постановщик, замахнулся не только на Уильяма Шекспира, он из печальной повести о Ромео и Джульетте сделал печальную повесть о современном театре... Шекспир в балете убил себя сам!

В публикации использованы фото Елены Леховой (https://vk.com/album-112861062_228908497)

Александр Аникин, Интернет-журналист, блогер, член Союза журналистов РФ, руководитель АНО ЦКТ "Клуб уральских блогеров", входит в состав Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Свердловской области, в Общественный совет при МУГИСО

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов


Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям «Вечерних ведомостей» быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
© Вечерние ведомости

Поддержать редакцию

Похожие материалы
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
Работая с этим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Статистика использования сайта отправляется в Google и Yandex. Политика конфиденциальности
OK