Возрастное ограничение 18+

Дворянские нравы декабристов... По итогам посещения курганского музея

12.14 Среда, 20 января 2016
С большим удовольствием всегда, при посещении различных городов, знакомлюсь не только с местными достопримечательностями, но и музеями. В этот раз, приехав в Курган, решил продолжить свое знакомство с Курганским областным краеведческим музеем и его филиалами. Дом-музей декабристов открылся в Кургане 10 декабря 1975 года, является филиалом областного краеведческого музея. В прошлом году он отметил 40-летие.

Дворянские нравы декабристов... По итогам посещения курганского музея
Комментарий к фото: Специально не стал искать более удобный ракурс для фото. Раз коммунальным предприятиям, ГИБДД, участковому уполномоченному и курганцам брошенный автомобиль в центре города не мешает, то и нам, гостям города, он мешать не должен!


Музей расположен в доме, где с 1833 по 1837 годы жил декабрист М.М. Нарышкин со своей семьей. Михаил Михайлович Нарышкин, полковник Тарутинского пехотного полка, принадлежал к знатной и богатой семье. После подавления восстания на Сенатской площади был осужден на каторжные работы, а в марте 1833 года с женой Елизаветой Петровной, разделившей его участь, прибыл на поселение в Курган. Дом, в котором поселилась семья, был одним из самых богатых домов уездного городка. Здесь собирались ссыльные декабристы, проходили музыкальные вечера. После отъезда Нарышкиных на Кавказ в доме располагался уездный суд, а в советское время – Дом пионеров, библиотека, медицинские курсы. В 1969г. был принято решение об организации Дома-музея декабристов. В 1972г. началась реставрация здания музея.

Дворянские нравы декабристов... По итогам посещения курганского музея

Дворянские нравы декабристов... По итогам посещения курганского музея


После реставрации дом сохранил не только внешний облик, но и внутреннюю планировку, архитектурно-декоративные элементы интерьеров комнат. Благодаря подробностям, изложенным в письмах хозяйки дома Елизаветы Петровны Нарышкиной, в музее были восстановлены интерьеры комнат хозяев дома, гостиной, столовой и библиотеки. Мебель в музее сборная, часть ее выполнена из красного дерева, некоторые предметы из карельской березы. Меблировка дополняется изделиями прикладного искусства: бронзой, фарфором, серебряной посудой.

В Кургане с 1830 по 1857 годы проживали И.Ф. Фохт, В.Н. Лихарев, М.А. Назимов, А.Е. Розен, М.М. Нарышкин, Н.И. Лорер, А.Ф. Бригген, И.С. Повало-Швейковский, П.Н. Свистунов, Н.В. Басаргин, Ф.М. Башмаков, Д.А. Щепин-Ростовский, В.К. Кюхельбекер. Практически все они, приобретя в городе усадьбы, становились в один ряд с богатейшими горожанами. В своих домах они проводили литературные и музыкальные вечера, театрализованные представления. Размеренный уездный темп жизни не мешал им вести светский образ жизни.

Дворянские нравы декабристов... По итогам посещения курганского музея

Дворянские нравы декабристов... По итогам посещения курганского музея

Дворянские нравы декабристов... По итогам посещения курганского музея

Дворянские нравы декабристов... По итогам посещения курганского музея


Любой горожанин того времени мог без ошибки указать, где проживают столичные баре, сосланные в наказание за преступление против самодержавной власти.

Вся экспозиция Дома-музея декабристов подчеркивает особенности быта поселенцев, которые не только приобретали недвижимость, жили со своими семьями, вели традиционный для дворян образ жизни, но даже, судя по представленным здесь документам, получали от государства земельные наделы для ведения сельского хозяйства...

В выставочных залах много экспонатов, воссоздающих атмосферу Дома Нарышкиных, но непосредственно предметов семьи декабриста - единицы, в основном небольшие бытовые артефакты (курительная трубка, веер, предметы письма, шкатулки и т.п.). Аутентичная мебель и предметы обихода того периода жизни семьи декабриста не сохранились.

Наличие вывески на уличной стороне дома не указывает, где находится вход в музей. Я, со свойственной мне исторической наивностью, предположил, что вход в музей с крыльца, что находится во дворе. Оказывается, что нет. Вход через - полуподвал, при этом, осмотр предлагается проводить именно не в полуподвале, а на том этаже, куда ведет крыльцо. Занимательно организованный экскурсионный трафик, видимо, никого не смущает. Судя по выставленным в залах экспонатам, основная часть экспозиции была сформирована к открытию музея, несколько трансформируясь в 80-х и 90-х годах.

В музее, на мой взгляд, основной акцент сделан на том, как жили декабристы во время отбывания наказания, а вот их свободолюбивая и антикрепостническая идеология уходят на второй план, совершенно не прослеживается влияние декабристов ни на народнические движения, ни на идеологию XIX века, нет анализа влияния декабристов на городскую среду того времени. Это вполне, сочетается с тем концептом, который реализуется как в Областном музее (на центральной выставочной площадке - Курганский областной краеведческий музей: сантехника и советский период...), так и в Музее истории Кургана - Зазеркалье в Зауралье: курганские истории... Культура - где те боги, которым служит?

Честно говоря, удивился, когда при приобретении билетов в кассе я не увидел утвержденных цен (список появился только после моего требования), когда, при пустых залах и устойчивом запахе разогреваемой пищи сотрудники мне не предложили провести (даже за отдельную плату) экскурсию. Хорошо, что опыт и знания профессионального преподавателя истории мне позволили, проходя залы понимать, что за стоит за тем или иным экспонатом... простому посетителю, без исторических знаний или экскурсионного сопровождения здесь делать нечего, описательная часть, представленная в залах, понимания эпохи не предаст, а только удивление - как это музей посвятили дворянам, предавшим свою сословную обязанность по служению царскому престолу и нарушившим один из основных принципов православия - признание богоизбранности самодержавной власти? Героев - декабристов в музее нет, это музей дворянского быта...

Кто-то в настоящее время еще спорит, есть ли историческое значение у современных либералов, демократов, оппозиции... Вот простой пример того, что Родина никого не забывает и в Кургане чтят всех... Просто современной оппозиции здесь нет, а так бы и ей место для музейной выставки нашлось, где выставляли бы элементы оппозиционной кухни, туалета или еще каких элементов интерьера, а также курительные трубки, мундштуки или кофейные кружки с пепельницами....

Говорят, что быт убивает любовь. В курганских музеях он убивает однообразием и статичностью образ и идеологию сопротивления, он затмевает историческое значение эпох!

В посте использованы материалы с официального сайта Курганского областного краеведческого музея - http://www.gukokm.narod.ru/inf_dmd.htm

Александр Аникин, Интернет-журналист, блогер, член Союза журналистов РФ, руководитель АНО ЦКТ "Клуб уральских блогеров", входит в состав Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по Свердловской области, в Общественный совет при МУГИСО

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов


Получать доступ к эксклюзивным и не только новостям «Вечерних ведомостей» быстрее можно, подписавшись на нас в сервисах «Яндекс.Новости» и «Google Новости».
© Вечерние ведомости

Поддержать редакцию

Похожие материалы
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 60 дней со дня публикации.
Работая с этим сайтом, вы даете свое согласие на использование файлов cookies. Статистика использования сайта отправляется в Google и Yandex. Политика конфиденциальности
OK